Информация » Роль и место психолога в образовательном пространстве » Примерные моде ли работы психолога и его профессиональной деятельности

Примерные моде ли работы психолога и его профессиональной деятельности
Страница 1

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическом психологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудными педагогами, ожидают от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.

Учреждение с низким уровнем образования и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей уроки и т.д. Однако не одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспитателя, который не работает с группой, директора, не умеющего работать с коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, прямое недовольство им.

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять их. Надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования статусу школьного психолога. Во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:

· формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

· диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности;

· сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодествии обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей детского коллектива и неформальных групп. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам хотел что-то изменить в себе, научился каким-то способом самопознания, самовоспитания и самообразования.

В работе с детьми особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семенного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с данной категорией требует эмпатии по отношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессиональные качества должны сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом психолога.

Не менее сложна и вторая основная категория, с которой работает школьный психолог - родители.

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одни из аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказание им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях. Прогнозируется положительная динамика в плане развития демократического стиля взаимоотношений учителей, родителей и детей. Прогнозируется также изменение отношения родителей к конфликту. Становится возможным отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного общения, поиска альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации. Выражается это в качественном изменении запроса взрослых по поводу направления решения проблемы: от внешне обвинительных эмоционально-деструктивных реакций родителей до конструктивного устремления к гармоничным отношениям с собой, с другими. Иными словами, увеличивается доля самостоятельности и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций. И это существенно: непрерывность психологического сопровождения не является «костылем» в общении, а дает широкий диапазон психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности.

Страницы: 1 2

Социотипы личности.
1) Логико-сенсорные рациональные способности на основе экстравертной (деловой) логики. Интеллект в его классическом понимании не как изобретательство и творчество, а как практичность, ориентация на факты, умение анализировать и замечать незначительные детали, последовательность и воля в поиске правильного решения. Представитель – Штирли ...

Психолог восстанавливает работоспособность
Психологической защитой на производстве занимаются психологи. Кабинеты психологической, или эмоциональной, разгрузки организованы на многих предприятиях нашей страны. Применение метода психологической разгрузки направлено на удовлетворение высших социальных и эстетических эмоций, на создание у человека ощущения гармонии и красоты, на в ...

Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Процессы памяти: · Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы ...