Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемы общения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователи рассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. Другие трактуют общение как самостоятельно существующее психологическое явление, специфическую форму активного взаимодействия субъектов. В принципе обе точки зрения не исключают друг друга и большинство исследователей рассматривает общение как системный процесс многофункциональной и деятельностной природы.

С таких позиций общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общение как вид деятельности характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем.

Содержанием общения является информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут быть знания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно - потребностном или эмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке в природной или социально-производственной среде. В соответствии с содержанием общения выделяются его функции: инструментальную (как социальный механизм управления), интерактивную (как средство объединения людей), самовыражения (как форма взаимопонимания психологического контекста), трансляционную (как способ передачи конкретных способов деятельности). Этими функциями значение и характеристики общения не исчерпываются, среди них выделяют также: экспрессивную (взаимообмена эмоциональными состояниями), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в процессе индивидуального раз-вития личности), и многие другие.

Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включает в себя три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения обеспечивает обмен информацией, передача которой осуществляется посредством двух знаковых систем: вербальной (от латинского verbalis - словесный) и невербальной. В вербальной знаковой системе основным средством общения служит речь как естественный звуковой язык. Являясь формой существования человеческого сознания, речь всегда несет определенную мысль, которая должна быть понятна говорящему и слушающему. Для этого партнерам по общению необходимо владеть одинаковыми средствами и правилами передачи информации, которые, как известно, зафиксированы в фонетике, лексике и синтаксисе того или иного языка.

Стержнем содержания речи является её смысловое значение. Однако за счет неё участники общения не только обмениваются понятийной информацией, но и особым способом воздействуют друг на друга - убеждают, внушают, ориентируют, передавая вместе с мыслями и свои чувства. В речь всегда включены определенные эмоции, аффективные состояния субъекта, отражающие его отношение к содержанию информации, к партнеру и к условиям общения. В этом заключена выразительная функция речи, тесно связанная с системой знаков невербальной коммуникации, в которой выделяют четыре основных группы средств общения: паралингвистические (тембр голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), пространственно-временные (дистанция между партнерами, время, место, ситуация общения). В последнее время специалистами выделяется новая группа - "контакт глаз" или визуальная сфера невербальной коммуникации.

Все эти средства, отражая эмоциональные состояния и намерения участников общения, с одной стороны, играют в нем вспомогательную роль, в дополнение к звуковой речи. А с другой - имеют самостоятельное значение, выполняя функцию передачи смысловой информации, например, в жестовой речи глухонемых людей.

Интерактивная сторона общения непосредственно связана с организацией совместной деятельности людей и представляет собой процесс их межличностного взаимодействия в совокупности различных связей и взаимовлияний.

Страницы: 1 2 3

Игровая терапия
Первые попытки проведения психотерапии с детьми предпринял З. Фрейд в 1909 году, помогая разрешить внутренние конфликты и страхи маленького мальчика Ганса. Игра начала включаться в терапевтический процесс с 1919 г. Анна Фрейд и Мелани Кляйн (детские психоаналитики) начали активно применять игровую терапию в работе с детьми. Игра ребенк ...

Психологический портрет клиента, определяемый по параметрам рта
Плотно закрытый рот. Признак целеустремленности и решительности; Приоткрытый рот. Признак искренности и чистоты помыслов; Выпуклые большие губы. Человеку предначертан успех; Плоские губы равной толщины. Хороший баланс чувственного и рассудочного, наблюдается некоторая сухость характера; Большой рот с опущенными уголками губ. Клиент ...

Динамика психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Сл ...