Информация » Судебная психология » Социальные группы

Социальные группы
Страница 1

Социальные группы подразделяются на малые и большие. Как правило, в повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп – семья, трудовой коллектив, различные группы по интересам, спортивные секции и т.д. Внутри каждой малой группы у человека возникают наиболее близкие отношения с отдельными людьми на основе личных привязанностей, единства интересов, взглядов, стремлений. Круг этих людей образует так называемую первичную группу, которая часто выступает и как референтная группа.

В своем стремлении получить как можно более точные и контролируемые данные психологи нередко стараются исследовать социально-психологические характеристики малой группы в искусственных условиях лабораторного (или построенного по типу лабораторного) эксперимента. Конечно, в такой искусственно созданной группе можно наблюдать некоторые социально-психологические феномены. Но при этом нельзя забывать, что каждый ее участник является членом реальных групп, в которые он включен не искусственным, а необходимым, обусловленным его жизнью, образом. Сложившиеся в его действительной жизни психологические свойства, так или иначе, проявляются и в его поведении в той группе, которая создается искусственно с целью исследования.

Представляется, что социальная психология только тогда может рассчитывать на серьезные - и теоретические и практически значимые - результаты, когда она разрабатывает строгие методы изучения реальных формирующихся в обществе групп (и малых и больших). Эта задача, конечно, чрезвычайно трудная. Ее решение потребует немалых усилий и изобретательности. Но именно на этом пути лежит магистральная линия развития социальной психологии.

Обращаясь к анализу реальных групп, социальная психология неизбежно должна опираться на четкое понимание той системы общественных отношений, которые сложились в данном обществе на данной ступени его исторического развития.

В условиях частной собственности формируются малые группы одного типа, в условиях общественной собственности- другие.

Различные реальные группы, возникающие в обществе, могут формироваться на основе различных общественных отношений: не только экономических, но также политических, этических, эстетических и др.

Референтная, или эталонная группа – это группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Например, - ученый ориентируется на определенную группу своих коллег, подросток – на уважаемых им старших товарищей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе, к утверждению такой позиции в группе, которая обеспечивает ему признание, уважение, поддержку.

Внутригрупповые отношения, как правило, организуются в социальной группе, для реализации этих отношений создаются специальные функциональные образования. Располагая определенными санкциями – мерами воздействия, они регулируют поведение людей, обеспечивают устойчивость общественной жизни, направляют ее на удовлетворение общих потребностей. Эффективность деятельности социальных институтов зависит от четкого разграничения их функций и от независимости их от интересов отдельных лиц, Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом называется социальной ролью.

Страницы: 1 2 3

Протопатические ощущения
Под прототапическими (греч. протос - ранний, патос - переживание) ощущениями принято понимать те наиболее древние формы ощущений, которые еще не носят объективного дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира, они носят непо ...

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Межиндивидуальные отношения.
Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые передаются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности. Межли ...

Предпринимательство как поведение
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и дух ...