



Постановка научной проблемыСтраница 2
а) содержательными;
б) операциональными (потенциально опровергаемыми);
в) формулироваться в виде их альтернатив.
Гипотеза может отвергаться, но не может быть
принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:
Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.
Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.
Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?
Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если ., то .». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.
Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:
а) управляться экспериментатором,
б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).
Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.
В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.
Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.
По каким критериям производится оценка психического явления?
Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».
По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.
Критерии должны удовлетворять следующим признакам:
1)
Критерии должны быть объективными
(настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.
2) Критерии должны быть адекватными, валидными,
то есть оценивать именно то, что
экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.
3) Критерии должны быть нейтральными
по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:
а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,
б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.
Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте
Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом, мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать как психологические, так и социологические данные. В этот период, в структуре самосознания резко усили ...
Разработка Программы
профилактики организационного стресса для конкретной должности
А) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу».
В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 1
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии
Содержание работы
Возможные организационные стрессоры
знание психолог ...
Иллюзии восприятия размера.
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как зап ...
