Информация » Построение научного исследования » Постановка научной проблемы

Постановка научной проблемы
Страница 2

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть

принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.

Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.

Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?

Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если ., то .». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.

Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:

а) управляться экспериментатором,

б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.

Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.

По каким критериям производится оценка психического явления?

Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».

По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.

Критерии должны удовлетворять следующим признакам:

1)

Критерии должны быть объективными

(настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.

2) Критерии должны быть адекватными, валидными,

то есть оценивать именно то, что

экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.

3) Критерии должны быть нейтральными

по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:

а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,

б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.

Страницы: 1 2 

Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте
Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом, мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать как психологические, так и социологические данные. В этот период, в структуре самосознания резко усили ...

Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности
А) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу». В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров. Таблица 1 Диагностика организационного стресса Модуль профессии Содержание работы Возможные организационные стрессоры знание психолог ...

Иллюзии восприятия размера.
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как зап ...