Информация » Построение научного исследования » Этапы психологического исследования

Этапы психологического исследования
Страница 1

1 этап

подготовительный

Формулировка задачи

Определение объекта Предмет исследования исследования

Кого изучать? Что изучать?

(возраст, пол. (Особенности личности

социальные ребенка и его психические

условия воспитания) процессы)

Гипотеза

(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме)

правдоподобность

доступность для проверки

Подбор методов и их сочетания

Учесть!

-соответствие методов методологическим принципам,

-возможность проверки одних методов другими

2 этап

исследовательский

Сбор фактических данных с помощью разных методов

Этапы, серии исследований

З этап

Обработка данных исследования

Количественный и качественный анализ

данных исследования

- анализ каждого зафиксированного факта;

- установление связей факт- гипотеза;

- выделение повторяющихся фактов;

-- Вариационно-статистическая обработка.

-Составление таблиц, построение графиков и др.

4 этап

Интерпретация данных и формулировка выводов

- Установление правильности:

или ошибочности гипотезы исследования

- Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями

На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования

как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1.Определение характеристик явления

(из литературы, жизни):

неполное описание характеристик психического явления;

противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2.

Выявление взаимосвязи психических явлений:

определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

целостность структуры взаимосвязей.

3.

Изучение возрастной динамики явления:

исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

влияние жизненного опыта;

формирование индивидуальности;

роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;

исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

при решении гипотезы;

при решении новых задач (как результат наблюдательности);

влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.

Открытие новой (другой) природы явления:

изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

определение сферы действия закономерности.

Страницы: 1 2

Рекомендации специалистов по развитию памяти учащихся школы VIII вида
Развитие – биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филоге ...

Теории интеллекта
Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Разрабатываемые в рамках экспериментально-психологического направления теории интеллекта ориентировались на выявление механизмов интеллектуальной активности. Остановимся лишь на некоторых из них. В первую очеред ...

Развитие психики в филогенезе
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети ХХ столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч.Дарвина. И.М.Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в про ...