Этапы психологического исследованияСтраница 1
1 этап подготовительный |
Формулировка задачи Определение объекта Предмет исследования исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности социальные ребенка и его психические условия воспитания) процессы) |
Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность доступность для проверки | |
Подбор методов и их сочетания Учесть! -соответствие методов методологическим принципам, -возможность проверки одних методов другими | |
2 этап исследовательский |
Сбор фактических данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований |
З этап Обработка данных исследования |
Количественный и качественный анализ данных исследования - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт- гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -- Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др. |
4 этап Интерпретация данных и формулировка выводов |
- Установление правильности: или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями |
На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования
как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.
Основные виды целей:
1.Определение характеристик явления
(из литературы, жизни):
неполное описание характеристик психического явления;
противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2.
Выявление взаимосвязи психических явлений:
определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);
целостность структуры взаимосвязей.
3.
Изучение возрастной динамики явления:
исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;
развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;
влияние жизненного опыта;
формирование индивидуальности;
роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;
исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
4. Описание нового феномена, эффекта:
при решении гипотезы;
при решении новых задач (как результат наблюдательности);
влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.
Открытие новой (другой) природы явления:
изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;
введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;
определение сферы действия закономерности.
Относительный порог ощущений
Нижний п.о. — минимальная сила раздражения, которая необходима что бы появилось ощущение.
Чувствительность - способность иметь ощущения. Она обратно пропорциональна нижнему пороку ощущения.
Диапазон ощущений - та зона чувств. Ощущений, от нижнего до верхнего порока.
Верхний порок 120 дцб. ...
Психологический портрет клиента, определяемый по
параметрам бровей
Редкие, бледные, короткие брови. Нерешительный и неумный; мямля и зануда; тихоня, вызывающий усмешки других людей;
Густые, щетинистые брови. Упрямый, строптивый;
Брови, расположенные высоко над глазами. Хочет многого добиться, не отступает перед препятствиями;
Тонкие и дугообразные брови. Легко поддается чужому влиянию, привязчив, по ...
Требования к личности психолога в системе образования
С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли ...