Информация » Построение научного исследования » Этапы психологического исследования

Этапы психологического исследования
Страница 1

1 этап

подготовительный

Формулировка задачи

Определение объекта Предмет исследования исследования

Кого изучать? Что изучать?

(возраст, пол. (Особенности личности

социальные ребенка и его психические

условия воспитания) процессы)

Гипотеза

(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме)

правдоподобность

доступность для проверки

Подбор методов и их сочетания

Учесть!

-соответствие методов методологическим принципам,

-возможность проверки одних методов другими

2 этап

исследовательский

Сбор фактических данных с помощью разных методов

Этапы, серии исследований

З этап

Обработка данных исследования

Количественный и качественный анализ

данных исследования

- анализ каждого зафиксированного факта;

- установление связей факт- гипотеза;

- выделение повторяющихся фактов;

-- Вариационно-статистическая обработка.

-Составление таблиц, построение графиков и др.

4 этап

Интерпретация данных и формулировка выводов

- Установление правильности:

или ошибочности гипотезы исследования

- Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями

На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследования

как желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1.Определение характеристик явления

(из литературы, жизни):

неполное описание характеристик психического явления;

противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2.

Выявление взаимосвязи психических явлений:

определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

целостность структуры взаимосвязей.

3.

Изучение возрастной динамики явления:

исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

влияние жизненного опыта;

формирование индивидуальности;

роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;

исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

при решении гипотезы;

при решении новых задач (как результат наблюдательности);

влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.

Открытие новой (другой) природы явления:

изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

определение сферы действия закономерности.

Страницы: 1 2

Влияние учебной деятельности на формирование познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии мышления, исследовательской активности и способностей ребенка. Основная часть диалогов, непосредственно направленных на познавательное развитие, осуществляется теперь в рамках школьного коллектива, на уроках. Основным инициатором диалогов на уроках является учитель, то есть иниц ...

Практика применения методики
Тест Д. Кейрси широко применяется в США и др. странах при профориентации и отборе кандидатов. Сегодня этот тест используется во многих крупных компаниях. При помощи этого уникального и серьезного теста можно получить подробное описание индивидуально - психологических особенностей испытуемого, достоверную информацию о его сильных и слабы ...

Психосексуальная теория Фрейда
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии ...