Информация » Роль и место психолога в образовательном пространстве » Требования к личности психолога в системе образования

Требования к личности психолога в системе образования

С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;

· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;

· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;

· психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.

Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению

его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление получать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».

Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослы ...

Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей. Физиологическую основу мышления составляет р ...

Заключение.
Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, доз ...