Информация » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия
Страница 5

Демонстрация способностей и возможностей другого для достижения им компетентности.

Способность прислушаться к мнению партнера по обмену, даже при несогласен с ним.

Исполнение обязательств и обещаний.

Взаимопомощь и сотрудничество.

Среди факторов, "разрушающих" доверие, можно назвать:

1. Большую заинтересованность в собственном благополучии, чем в благополучии других при совместной деятельности.

2. Противоречивость даваемых указаний и схем действия.

3. Безответственность выводов без проверки фактов.

4. Стратегии самооправдания и/или обвинения других в случае неуспешной деятельности.

Вместе с тем, ряд авторов полагает, что игровые методы моделирования ситуаций выбора и обмена дают недостаточно информации для понимания доверия в личностно-значимом смысле. Межличностное доверие между индивидами в связи с уровнем развития их межличностных отношений стало предметом исследования 3. Рубин и получило развитие в работах Дж. Роттера, В. Свэпа, Л. Райсмана. Первоначально Дж. Ростером были разработаны шкалы, измеряющие тенденцию доверять, используемые и в настоящей работе. Позже, отмечает Т.П. Скрипкина, было обнаружено, что при возникновении доверительных отношений оценка черт характера или характерных черт другого ничего не дает для возникновения "сильного влияния".В. Свэп в своей методике разделил шкалы надежности, эмоциональности и общего доверия, полагая, что межличностное доверие является особенностью всех социальных ситуаций. Трехуровневая модель развития доверия в сотрудничестве Р. Левиски и Б. Банкера, основанная на шкалах Дж. Роттера и В. Свэпа, демонстрирует, что на каждом уровне форма доверия имеет свои отличия и зависит от стадии развития отношений.

В отечественной социальной психологии до последних лет доверие не было самостоятельным предметом исследований, хотя и выступало предметом обсуждения в контексте проблем общения, межличностного и межгруппового взаимодействия в связи с изучением феноменов дружбы, авторитетности, внушаемости, значимых других, внутригрупповой сплоченности и некоторых других. При этом доверие чаще всего выступало фоновым условием существования других явлений и целостно не было осмысленно.

В связи с этим в одном из положений, выдвинутых в исследовании Т.П. Скрипкиной, констатировалось, что доверие - единый феномен, и

независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности он проявляется, он будет иметь сходные в предельно обобщенном виде условия возникновения, закономерности функционирования и формально-динамические характеристики проявления. Как относительно самостоятельный объект анализа, доверие рассматривалось отечественными авторами в проблематике доверительного общения.А. А. Бодалев, А.Н. Сухова, B. C. Сафонов и некоторые другие исследователи определяют доверительное общение как общение, "в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли о важных событиях, чувствах, раскрывая те и или иные стороны своего внутреннего мира". Среди признаков доверительного контакта между людьми при этом были выделены: прочность / устойчивость контакта, отсутствие жесткого контроля и формального психологического воздействия, искренность и уверенность, что переданная конфиденциальная информация не будет использована во вред.

В этом случае доверие становится синонимом самораскрытия - так, как его понимает большинство отечественных и зарубежных авторов, в частности Н.В. Амяга, - и без внимания исследователей остается другой, более важный аспект доверия: психологическая децентрация участников общения. То вовлечение во внутренний мир другого без слияния с ним, о котором писал М.М. Бахтин в контексте идей "напряженной вненаходимости" и которое отмечали в одной из своих работ А.А. Кроник и Е.А. Кроник. Анализ других работ в области психологии общения, психологии межличностных отношений позволяет утверждать, что доверительность в отношениях предполагает не столько познание другого, сколько вовлечение другого или друг друга в собственный внутренний мир. Кроме того, взаимное доверие предполагает добровольность контакта, децентрацию и социально-психологическую взаиморефлексию, которые порождают новые смыслы и формируют взаимоценностные отношения друг к другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учебная мотивация
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний (т.е. потребности в учебной деятельности) она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников, прежде всего к овладению способами построения теоретических знаний. ...

Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Голландские психологи Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн в основание своей типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера: 1) Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во всех сферах жизни, а также манеру выполнять задания немедленно или откладывать их выполнение Активн ...

Классификация видов чувств психология включает нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и, шире, к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окру­жающих, являются моральные нормы, регулирующие поведе­ние личности во всех сферах ее общественной жизни. К нрав­ственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком зна ...