Информация » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия
Страница 3

Концепция субъектности В.А. Петровского помогает понять структуру доверия к себе. Согласно концепции осознание собственных возможностей предшествует постановке целей. На практике такое осознание возможностей предполагает переживание "Я могу", веру в себя, но это еще не выбор, а потому не мотив и даже не цель. Это лишь рефлексивное осознание возможностей, т.е. степени свободы, но без этого этапа неосуществима никакая деятельность, никакой поступок. В синтезе с волевым усилием переживание "Я могу" рождает "цель-мотив", с которого, согласно А.Н. Леонтьеву, начинается деятельность. Влечения, интересы, желания - вся потребностная сфера задает второй вектор детерминации человеческого поведения. А третий, как показывает Т.П. Скрипкина, опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.В. Темновой, - это эмпирические представления человека о должном, где главную роль играют ценностно-смысловые образования личности.

Переживание "Я могу" служит побуждающей основой любой творческой и мыслительной активности человека, это та самая мотивация сверхнормативной активности, которая, полагает В.А. Петровский, не совпадает с мотивацией самой деятельности, но служит условием саморазвития личности в русле деятельности. Это "выход за пределы себя", своего опыта, меняющий сам опыт и личность в целом. Чтобы выйти за пределы опыта, принять решение, сделать выбор, человеку необходима вера в собственные возможности, доверие к себе, уровень которого, в свою очередь, определяется тем, насколько авторитетным, успешным, компетентным воспринимает себя субъект относительно конкретной сферы деятельности и насколько сама деятельность воспринимается им как значимая.

Резюмируя, можно сказать, что уровень доверия к себе задан соотношением ценностных отношений к собственной субъектности и к той ситуации, в которой предполагается взаимодействие. Поэтому феномен доверия к себе имеет те же формально-динамические характеристики, что и доверие к миру: меру, избирательность и парциальность. Что касается условий, вызывающих доверие к себе, то и они остаются теми же - значимость собственной субъектности для личности и прогнозирование определенного уровня безопасности для личности, ее статуса, репутации предполагаемого поступка, другими словами, степени осознаваемого риска вследствие планируемого поступка.

В связи с эти можно предположить, что человек, доверяющий себе - это человек относительно независимый, ориентированный на достижения, позитивно себя принимающий. Иными словами, относящийся к себе, к своей субъектности как к ценности, умеющий учитывать прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее, выстраивая конструктивную стратегию отношений с миром.

Возвращаясь к структуре доверия к себе, на основе вышесказанного можно представить его как сложное образование, включающее в себя другие психологические образования:

побудительная переменная, т.е. потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека;

прогностическая переменная, т.е. все связанное с возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления;

3) ценностно-смысловая переменная, актуализирующая личностные смысловые образования, выполняющие функцию контроля.

"Феномен доверия к себе главным образом участвует в целеобразовании, - отмечает Т.П. Скрипкина, - так как выбор цели определяется тем, насколько человек доверяет себе не только ее достижение, но и учитывает при этом и способы, посредством которых будет достигать поставленную цель, и сами цели, и эти способы не должны противоречить его внутренним личностным смыслам". Доверие к себе не существует изолировано, оно тесно связано с другими личностно-смысловыми феноменами. В своем эмпирическом исследовании Т.П. Скрипкина показала, что уровень доверия к себе положительно коррелирует со многими аспектами самоактуализации: компетентностью во времени; способностью к поддержке; ценностными ориентациями; спонтанностью поведения; самоуважением и самопринятием.

В то же время доверие к себе взаимосвязано и с самоотношением личности. В том же исследовании показана тесная связь самодоверия с самоуверенностью, саморуководством; самопринятием и др. Поэтому построение доверия к себе достигается посредством повышения уверенности в себе, самопринятия, развития коммуникативных умений, повышения самоэффективности, формирования адекватной самооценки и повышения самоценности. Доверие к себе - предпосылка полноценного овладения собой, своей сущностью, условие самоорганизации человека и его самоактуализации. В том числе и профессиональной самоактуализации в сфере отношений и общения с другими людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Адаптация в русле психосоматического и психофизиологического подходов.
В классическом труде Т. Парсона «Социальная система» (цит. по [15]) разработано представление о болезни, как специфическом типе социальной девиации, изменяющей отношения с окружающими. Автор рассматривает заболевание или отклонение от привычной нормы как динамичный процесс, характеризующийся развитием и сменой качественно различных этап ...

Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде ...

Человек – индивид – личность.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возм ...