Информация » Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста » Конфликты в юридической практике и стили их решения

Конфликты в юридической практике и стили их решения
Страница 1

Конфликты возникают в любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в коллективе (группе) - между руководителем и подчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решения относится к сфере науки конфликтологии.

Зарождение конфликтологии приходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением о конфликте как противоборстве, противостоянии между людьми ("мы" - "они"). Уже тогда высказывались различные суждения о причинах конфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны, вражда.

Проблемой поведения человека в конфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.

Те из них (В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые заострили внимание на необходимости научного изучения конфликтов и недоразумений в обществе, считали конфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе и общественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальные и другие факторы, порождающие разнообразные конфликтные ситуации.

Разумеется, конфликт нельзя сводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: создание социально-правовых групп; возникновение способов регулирования конфликтных отношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здорового духа соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений и преобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов и подходов; конфликт как школа формирования консенсуса и компромисса. Благодаря конфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных лиц, руководителей. Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей его развития и решения, превращения их из стихийных процессов протекания в координируемый, контролируемый процесс.

Учеными дано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения человека в конфликтных ситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработаны модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.

В литературе имеется ряд определений термина "конфликт":

психологическое противоборство сторон;

противоречие между людьми вследствие решения каких-то проблем;

столкновение противоположных интересов и целей;

противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями и др.

Каждое из этих определений имеет в своем основании понятие "столкновение", которое детализируется в зависимости от содержания процесса столкновения.

Конфликт в юридической практике - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей, интересов и способов их достижения, препятствующее их практическому осуществлению и связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликты можно классифицировать на различные виды по определенным критериям.

Конфликты по количественному охвату участников:

внутриличностный конфликт - между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;

межличностный конфликт - между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;

межгрупповой конфликт - между различными группировками: организациями или группами одного либо неодинакового статуса.

Группа - это объединение людей по одному или нескольким признакам, носитель коллективного сознания, созданного ее ценностями и нормами.

Различают такие виды конфликтов в группе (коллективе):

по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;

по вертикали - между людьми находящимися в подчинении друг другу;

смешанные - между сторонами по горизонтали и по вертикали.

Наиболее распространенными являются вертикальные и смешанные.

Конфликты по причинам, которые их вызвали, могут быть обусловлены:

трудовым процессом;

психологическими особенностями взаимоотношений членов коллектива, их симпатиями и антипатиями, этническими различиями, действиями руководителя и др.;

личностными качествами членов коллектива, различиями их правовой, этической, психологической (некоммуникабельностью, агрессивностью, неумением контролировать эмоции и др.) культуры и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Песочная терапия
Метод песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт впервые применила песок в игровой психотерапии с детьми. В последствии песочная терапия была разработана австрийским психоаналитиком, учеником З. Фрейда К.Г. Юнгом. Песочная терапия уже получила признание и широкую распространенность в Европе и США, а ...

Особенности психологии предпринимательства
Один из первых исследователей предпринимательства И.А. Шумптер предположил, что оно помогает развиваться обществу при переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Иными словами, предпринимательство несет функцию разрушения экономического равновесия в обществе. Если И.А. Шумптер, Дж. Долан и Е. Лидсей считают основной ...

Способности и задатки
В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности". Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способно ...