Информация » Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста » Конфликты в юридической практике и стили их решения

Конфликты в юридической практике и стили их решения
Страница 1

Конфликты возникают в любой сфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободна от конфликтных ситуаций в коллективе (группе) - между руководителем и подчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решения относится к сфере науки конфликтологии.

Зарождение конфликтологии приходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением о конфликте как противоборстве, противостоянии между людьми ("мы" - "они"). Уже тогда высказывались различные суждения о причинах конфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны, вражда.

Проблемой поведения человека в конфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.

Те из них (В. Паретто, Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые заострили внимание на необходимости научного изучения конфликтов и недоразумений в обществе, считали конфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе и общественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальные и другие факторы, порождающие разнообразные конфликтные ситуации.

Разумеется, конфликт нельзя сводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: создание социально-правовых групп; возникновение способов регулирования конфликтных отношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здорового духа соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений и преобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов и подходов; конфликт как школа формирования консенсуса и компромисса. Благодаря конфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных лиц, руководителей. Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей его развития и решения, превращения их из стихийных процессов протекания в координируемый, контролируемый процесс.

Учеными дано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения человека в конфликтных ситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработаны модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам.

В литературе имеется ряд определений термина "конфликт":

психологическое противоборство сторон;

противоречие между людьми вследствие решения каких-то проблем;

столкновение противоположных интересов и целей;

противоречие, связанное с эмоциональными переживаниями и др.

Каждое из этих определений имеет в своем основании понятие "столкновение", которое детализируется в зависимости от содержания процесса столкновения.

Конфликт в юридической практике - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей, интересов и способов их достижения, препятствующее их практическому осуществлению и связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликты можно классифицировать на различные виды по определенным критериям.

Конфликты по количественному охвату участников:

внутриличностный конфликт - между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;

межличностный конфликт - между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;

межгрупповой конфликт - между различными группировками: организациями или группами одного либо неодинакового статуса.

Группа - это объединение людей по одному или нескольким признакам, носитель коллективного сознания, созданного ее ценностями и нормами.

Различают такие виды конфликтов в группе (коллективе):

по горизонтали - между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;

по вертикали - между людьми находящимися в подчинении друг другу;

смешанные - между сторонами по горизонтали и по вертикали.

Наиболее распространенными являются вертикальные и смешанные.

Конфликты по причинам, которые их вызвали, могут быть обусловлены:

трудовым процессом;

психологическими особенностями взаимоотношений членов коллектива, их симпатиями и антипатиями, этническими различиями, действиями руководителя и др.;

личностными качествами членов коллектива, различиями их правовой, этической, психологической (некоммуникабельностью, агрессивностью, неумением контролировать эмоции и др.) культуры и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Социальная адаптация, как фактор эмоционально - мотивационной регуляции
«Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, устан ...

Худой мир лучше доброй войны
Всегда лучше избежать конфликта, чем решать его. Чтобы предотвращать конфликты, психолог в организации может разработать какие-либо общепринятые подходы к решению проблемных ситуаций. Вот несколько подобных правил в общем виде: 1. Продумать, какие есть выходы из проблемной ситуации. 2. Вы должны быть готовы четко проанализировать проб ...

Онтогенетические аспекты формирования адаптивности к состоянию беременности.
Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. C. Trevarthen считает, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, ко ...