Различают два основных вида памяти: генетическую (наслед­ственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и физиоло­гическое построение организма в процессе развития, но и врожден­ные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память — это хранилище информации, получен­ной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатлевание), а также двигательную, эмоциональ­ную, образную и символическую память.

Импринтинг

—вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномо­ментном установлении очень устойчивой специфической связи чело­века или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример на­учения и долговременного запоминания с одного предъявления.

Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячно­го возраста (Понугаева А.Г., 1973), однако есть основания полагать, что этот период у ребенка намного продолжительнее.

Двигательная память

—это память на движения. Она составля­ет основу овладения двигательными действиями в любом виде дея­тельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упраж­нений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее — интенсивность.

Эмоциональная память

—это память на чувства. Она определя­ет воспроизведение определенного чувственного состояния при по­вторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональ­ное состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего расцвета к 3-5 годам. Меха­низмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания (знакомое, чужое), наших симпатий и антипатий, осто­рожности. Эмоциональная память отличается также тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Произвольное воспроиз­ведение чувств в этом аспекте почти невозможно.

Образная память

—это память на образный материал. Различают следующие ее подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обоня­тельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зри­тельная и слуховая память, а развитие других подвидов (осязательная, обонятельная, вкусовая) связано с различиями профессиональной деятельности, например у дегустаторов. Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая

Символическая память

—это память на абстрактный, отвлечен­но-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память в онтогенезе формируется вслед за образной памятью и достигает своего расцвета к 10-13 го­дам. От образной памяти она отличается большей точностью вос­произведения. Особенности логической памяти проявляются в за­поминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.

Понятие и виды мышления и воображения
С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов и явлений, которые не доступны непосредственному восприятию, с другой, - установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление представляе ...

Особенности переживания внутриличностного конфликта
Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание является эмоционально окрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристи ...

Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подр ...