Большинство исследований в области изучения посттравматической адаптации проводятся по методической схеме, предполагающей сравнение состояния травматизированной и не травматизированной популяций в целом или изучение популяционных выборок тех, кто страдает ПТСР в тяжелой форме. В нашей работе была впервые предпринята попытка провести сравнительный анализ не по факторам «травматизирован – не травматизирован» или «травматизированные с ПТСР и без ПТСР». В данном случае сравнивался адаптационный статус лиц, полностью адаптировавшихся к существованию с приобретенным травматическим опытом, и дезадаптированных жертв военного травматического стресса (как страдающих ПТСР, так и без этого диагноза).

Анализ литературных данных показал, что процесс посттравматической адаптации многомерен, затрагивает все сферы человеческого бытия (от социальной до биологической) и не сводится только к развитию ПТСР [41]. В целом, характеристика адаптационного статуса посттравматических популяций складывается из оценок, полученных по четырем основным векторным шкалам [24, 26, 28, 33, 37, 38]. Первое направление анализа – оценка распространенности среди данной популяции диагноза ПТСР и другой психопатологии, а также общего состояния здоровья (шкала «здоровье – болезнь»). Второе – оценка по шкале «успешность – не успешность» профессионального функционирования или функционирования в сфере образования. Третье – оценка успешности функционирования в сфере социальных контактов (в том числе семейных отношений) и выраженность в данной популяции асоциальных проявлений. Четвертое (не последнее по значимости) – оценка выраженности после травмы негативных или позитивных личностных изменений, поскольку посттравматическая стрессовая адаптация – это прежде всего «интрапсихический» процесс [18].

Проанализировав по данной схеме особенности посттравматического адаптационного статуса адаптированных и дезадаптиреванных ветеранов войны в Афганистане, мы можем сделать вывод о том, что основные закономерности их посттравматической адаптации в целом совпадают с данными других исследований.

Распространенность диагноза ПТСР и другой психопатологии. Общее состояние здоровья. В

группе дезадаптированных афганских ветеранов с низким баллом по шкале функционирования частота встречаемости ПТСР или его отдельных симптомов была более высокой, чем в группе с высоким баллом по шкале Р8. Отсутствие случаев полного ПТСР в группе хорошо адаптированных и более чем шестнадцатикратное превышение количества случаев ПТСР и частичного ПТСР в группе О позволяют сделать вывод о том, что негативное влияние симптоматики ПТСР является основным фактором посттравматической дезадаптации у ветеранов Афганистана. Такой вывод полностью согласуется с данными по вьетнамским ветеранам, полученными в ходе общенационального исследования МУУКЗ [37]. Тогда впервые была доказана строгая зависимость между ПТСР и послевоенной дезадаптацией ветеранов: наличие симптоматики ПТСР увеличивает вероятность возникновения других проблем в процессе посттравматической адаптации.

Однако в нашем исследовании нашел подтверждение и тот факт, что проблемы, связанные с посттравматической адаптацией, не исчерпываются развитием в посттравматическом периоде полного или частичного ПТСР. Среди обследованных нами дезадаптированных ветеранов 20% никогда не имели полного расстройства, а интенсивность и частота проявления отдельных симптомов ПТСР у них были относительно невысокими (в среднем по 15 баллов по шкале САР5). Вместе с тем в этой группе значительно чаще, чем у адаптированных, встречались другие аффективные и тревожные расстройства, а также случаи алкоголизма и наркомании.

Повышенный уровень выраженности среди дезадаптированных афганских ветеранов психопатологии, отличной от ПТСР, в нашем исследовании подтверждается результатами психометрической диагностики. По всем изучавшимся показателям (депрессивности, тревожности, па-раноидальности, психотизма, соматизации и т.д. – см. табл. 3) были получены статистически значимые различия между группами с высоким и низким интегральными показателями уровня функционирования. При этом в группе дезадаптированных ветеранов отмечался и очень высокий уровень личностной тревожности.

Такая картина полностью соответствует данным предыдущих исследований, показавших, что лонгитюдные последствия воздействия травмы включают развитие не только симптоматики ПТСР, но и других расстройств, которые встречаются даже чаще, чем ПТСР [36, 38, 40, 41, 44]. Так, изучение рандомизированной популяции австралийских ветеранов Тихоокеанского театра военных действий во время второй мировой войны показало, что 71% «тихоокеанских» ветеранов страдал депрессиями, генерализованной тревожностью и алкоголизмом [52]. У тех, кто воевал в других регионах, этот процент был значительно ниже -46%, однако выше, чем средняя частота популяционной встречаемости ПТСР (15–20%). В исследовании на генерализованной выборке (3000 чел. Калифорния) Бурнам с соавт. [22] обнаружили, что у жертв сексуального насилия вдвое чаще, чем у обследуемых без травматического опыта, диагностировались депрессия, фобии и алкогольная или наркотическая зависимость (злоупотребление).

Страницы: 1 2

Роль общения в психическом развитии человека. Значение общения
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личнос ...

Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша ...

Когнитивное развитие человека
В когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Как же происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции Брунера, Пиаже и Валлона. Согласно концепции Брунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всег ...