Информация » Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
Страница 2

Как указывает В.М. Русалов, психологов, прежде всего, интересовал факт индивидуальных различий в сфере интеллекта, характера, мышления и восприятия. Отсюда основной задачей дифференциальной психологии, особенно на ранних этапах ее развития, было создание строгих, стандартизованных методов и процедур для оценки индивидуально-психологических различий именно по этим важнейшим психологическим характеристикам. Однако чтобы доказать реальное существование определенных устойчивых личностных структур, так называемых личностных черт, или интеллектуальных факторов, дифференциальная психология, по мнению Б.М. Теплова, должна опираться на объективно регистрируемое психофизиологическое проявление поведения. И в связи с этим, по определению Теплова, к индивидуально-психологическим различиям следует относить не любые случайные вариации (флуктуации) психического, то есть не любые различия, а только те, которые имеют устойчивое поведенческое психофизиологическое проявление и не зависят (или зависят минимально) от условий наблюдения и ситуации (В.М. Русалов, 1979, с. 4).

Следовательно, с точки зрения Б.М. Теплова, индивидуально-психологические различия по многим чертам личности, а также и интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, особенно как это имело место в практике психотехники и педологии, должны рассматриваться как случайные. Они, как считал Б.М. Теплое, не могут быть отнесены в разряд собственно индивидуальных различий до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и выявлено их устойчивое «поведенческое» (нейродинамическое) проявление на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т.д. уровнях.

1. Дифференциальная же психофизиология, изучающая психофизиологические, а более широко – биологические основания возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, как раз и была призвана, по мнению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, выполнить эту функцию (В.М. Русалов, 1979; 1989). Однако основоположники дифференциальной психофизиологии считали, что сама дифференциальная психофизиология, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых устойчивых биологических показателей, не может обойтись без учета внутренних, пусть даже индивидуально-неустойчивых личностных структур (мотивов, целей и т.д.), поскольку неучет личностных особенностей лишал бы исследователя понимания той реальной роли, которую играют психофизиологические показатели в реальной жизнедеятельности человека (В.М. Русалов, 1991, с. 5).

Термин дифференциальная психофизиология был предложен В.Д. Небылицыным (1969) для обозначения всего комплекса исследований, связанных с изучением природных основ индивидуально-психологических различий (Проблемы дифференциальной психофизиологии, 1969).

В настоящее время дифференциальную психофизиологию можно определить как дисциплину, изучающую роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми. Центральной задачей дифференциальной психофизиологии выступает выяснение закономерностей взаимопроникновения и взаимообусловливания биологических и социальных свойств в каждом конкретном человеке (В.М. Русалов, 1979).

Последние достижения наук, изучающих биологические аспекты человека – антропологии, генетики, физиологии высшей нервной деятельности и других, – убедительно демонстрируют, что человек смог подняться на столь высокий уровень социального развития и продолжает подниматься еще выше потому, что от рождения он получает такую природную организацию, в которой изначально заложены, запрограммированы возможности его универсального социально-деятельного функционального развития (К.Е. Тарасов, Е.К. Черненко, 1979, цит. по В.М. Русалову, 1991). Отсюда следует, что познание биологической организации человека: ее уровней, структуры, особенностей физиологических процессов, функций и состояний, закономерностей их функционирования и т.д. – важнейшее звено в раскрытии механизмов развития индивидуально-психологических свойств человека. Конкретная задача при изучении природных аспектов индивидуально-психологических свойств человека – вскрыть объективные биологические основания психологической индивидуальности человека.

Подробнейший анализ этапов становления дифференциальной психофизиологии дан В.М. Русаловым в его работе «Дифференциальная психофизиология» (1989). В развитии дифференциальной психофизиологии он выделяет четыре основных этапа: 1) допавловский, 2) павловский (с 1927 г.), 3) тепловско-небылицынский (с 1956 г.); 4) современный (с 1972 г.) (В.М. Русалов, 1989, с. 170).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Контроль "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "оно&q ...

Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослы ...

Учет индивидуальных способностей ребенка
Нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребенок. Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента: 1. Холерик; 2. Сангвиник; 3. Флегматик; 4. Меланхолик. Важно отметить, что чистых темпераментов почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка. К тому моменту как р ...