Информация » Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
Страница 1

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

С момента возникновения психологии как самостоятельной экспериментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе индивидуальности человека связано со становлением новой области психологического знания – дифференциальной психологии.

В конце XIX столетия индивидуальные свойства человека стали объектом изучения английского исследователя Френсиса Гальтона (1822–1911). Главной заслугой Ф. Гальтона является создание техники изучения индивидуальных различий и, прежде всего, внедрение статистического метода.

Во всех опытах Гальтона интересовала генетическая (наследственная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Гальтон искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику.

Ф. Гальтон, считая, что между различными (физическими и психическими) свойствами индивидов имеются корреляции, создал статистические методы их определения, ставшие основой факторного анализа.

В 1900 году выходит работа В. Штерна «О психологии индивидуальных различий», где он рассматривает различия в восприятии, мышлении и речи у различных людей. Им были разработаны методы тестирования способностей, заложены основы дифференциальной психологии, где он исходил из принципа конвергенции наследственных факторов и условий социокультурной среды. Имя Штерна связывают с тестологией как одного из направлений дифференциальной психологии.

Проблема индивидуальности изучалась и в России. Большой интерес представляют собой исследования русского психолога А.Ф. Лазурского (1874–1917). Создавая научную теорию индивидуальных различий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. В 1909 году выходит монография А.Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах», в которой он постулирует основы характерологии. Основную цель индивидуальной психологии А.Ф. Лазурский видит в том, чтобы «построить человека из его наклонностей, а также составить целую, естественную классификацию характера» (А.Ф. Лазурский, 1995, с. 128).

А.Ф. Лазурский выступал за естественный эксперимент, при котором происходит совмещение преднамеренного вмешательства в жизнь человека и опыта. В результате исследуются не отдельные психические процессы, а психические функции и личность в целом.

Под влиянием сотрудничества с В.М. Бехтеревым и Л. Франком А.Ф. Лазурский впервые на место психоморфологического объяснения свойств личности поставил нейродинамическое. В курсе лекций «Общая и экспериментальная психология» он высказал идею о двух сферах психической реальности: эндопсихике и экзопсихике. А.Ф. Лазурский утверждал, что темперамент и характер составляют эндопсихическую, прирожденную сторону личности. Экзопсихическая сторона понималась как система отношений личности к окружающему миру. На этой основе им была построена система классификации личностей.

Другой отечественный психолог, Г.И. Россолимо (1860–1928), предложил идею количественной оценки свойств душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуально своеобразного профиля у здоровой или больной личности. Г.И. Россолимо выделил одиннадцать психических процессов, которые, в свою очередь, разбил на пять групп: внимание, воля, восприимчивость, запоминание и ассоциативные процессы (воображение и мышление). По каждому из этих процессов давалось десять заданий, в зависимости от выполнения которых «сила» процесса оценивалась по десятибалльной шкале. Сумма положительных ответов отмечалась соответствующей точкой графика: соединение точек давало «психологический профиль» индивида. Г.И. Россолимо предлагал также формулу перевода профилей с графического языка на арифметический. Он указывал, что предложенный им метод позволит разработать следующие вопросы: о типах психических индивидуальностей, об умственной отсталости, о диагностировании болезненных симптомов в области психики и др. (М.Г. Ярошевский, 1995).

В отечественной психологии в изучении индивидуальных различий между людьми, с точки зрения В.М. Русанова, исторически наметились два подхода. Первый можно условно назвать «содержательно-смысловым», он направлен на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, переживаний, мотивов, целей и других предположительно устойчивых внутренних содержательно-смысловых, или «личностных», структур индивидуальной психики человека. Второй – «поведенческий» – связан с анализом объективно регистрируемых всевозможных психофизиологических форм индивидуального поведения – от биохимических, вегетативных и электрофизиологических до сложнейших моторных проявлений. Первый подход наиболее отчетливо представлен в дифференциальной психологии, второй более характерен для отечественной дифференциальной психофизиологии (В.М. Русалов, 1991, с. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Отрицательные последствия конфликтов в деятельности ОВД
Организационные последствия: · снижение эффективности управления, · трения между подразделениями внутри организации, · увеличение психологической дистанции между сотрудниками, · активное или пассивное сопротивление и подозрительность, · распад коллектива ОВД. Психологические последствия: · чувство озлобленности, · чувство унижен ...

Психолог - кадровый консультант (консультант по персоналу).
В настоящее время востребовано два вида таких консультантов: внутренний и внешний. Первый является штатным сотрудником организации, чаще всего работает в кадровой службе или в отделе развития организации, иногда в отделе корпоративной политики. Второй – сотрудник консультационной компании (кадрового агентства), которое занимается пробле ...

Введение.
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные ...