Информация » Комплексное изучение ребенка » Исследование логического мышления

Исследование логического мышления

Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять.

Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.

Процедура проведения:

Девочке предлагают определить главное различие между парой слов. В тех случаях, когда она не может сама выявить существенные признаки различия или сходства, ей оказывается помощь, а затем предлагают для сравнения аналогичную пару понятий для определения возможности осуществления переноса и умения использовать помощь.

Инструкция:

"Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они похожи. Старайся говорить как можно больше".

Слива-вишня; Тарелка- стакан; Кошка-мышка; Береза-ромашка; Валенки-туфли.

Оценка результатов:

· 4 балла - если сразу дается обобщающее слово.

· 3 балла - если перечисляются отдельные признаки, а затем дается обобщающее слово.

· 2 балла - если перечисляются отдельные признаки.

· 1 балл - ребенок не выполняет задание.

Результаты исследования:

1. Слива-вишня: «Это фрукты, у которых есть косточка. Слива больше вишни. Вишню я люблю больше, чем сливу. У нас во дворе растет вишня, я прошлым летом лазила на дерево и рвал её».

· Данный ответ - 4 балла.

2. Тарелка - стакан: «Посуда. Может быть, стеклянная. Но иногда бывает и просто пластиковая».

· Данный ответ - 4 балла.

3. Кошка-мышка: «Это животные. Мышка маленькая, а кошка большая. Кошка гоняется за мышкой. У нас дома есть кошка, но мышей я дома не видела».

· Данный ответ - 4 балла.

4. Береза-ромашка: «Ромашка это цветок, береза – дерево. У них есть листья. Ромашка цветет белыми цветками. На ромашке можно гадать. А про березу пишут стихотворения».

· Данный ответ - 3 балла.

5. Валенки-туфли: « Это обувь. Валенки носят зимой. Но я зимой ношу сапоги, а в школе надеваю сменную обувь - туфли».

· Данный ответ - 4 балла.

У девочки присутствует способность к обобщению. Задание не вызвало никаких затруднений. Отвечала сразу без долгих раздумий, выявляя сходства и различия названных слов. Добавляла описательные характеристики, что свидетельствует об образности мышления. Сказала, что это задание ей очень понравилось.

Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения вы ...

Психология чеченской войны
Алая кровь на снегу и палец разведчика-снайпера на спусковом крючке. Бывшего разведчика-снайпера. И кровь на снегу не в Афгане, а в России. Спустя годы после афганской войны. Кто подсчитает, сколько крови пролили в России бывшие «афганцы», и кто ответит, на ком лежит вина за эту кровь? Война не просто убивает людей и калечит души. Каж ...

Особенности информационной войны в ходе операции "Решительная сила"
Информационное воздействие в операции НАТО "Решительная сила" велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах ("Буря в пустыне" в Ираке, "Поддержка демократии" на Гаити, миротворческая операция ИФОР — СФОР в Босн ...