Информация » Комплексное изучение ребенка » Исследование оценки своей компетентности

Исследование оценки своей компетентности
Страница 1

Данная методика была разработана С. Хартер (1981) и предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Для отечественной выборки методика адаптирована Н.С. Чернышевой (1997).

Шкала С. Хартер позволяет выявить оценку детьми собственной умелости ("компетентности") в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.

Методика проводится индивидуально. Ребенку зачитывают пару утверждений и просят выбрать, какое из них ему ближе, больше подходит для него. После этого уточняется, является ли выбранный ответ правильным в любой ситуации ("единственно правильный" ответ), или он возможен лишь в некоторых случаях ("возможный" ответ). В соответствии с этим в бланке ответов отмечается одна из цифр.

Методика включает четыре субшкалы, с помощью которых выявляются следующие компетентности:

· Познавательная компетентность - учебная активность и усвоение знаний: легкость получения хорошей оценки ("Дети, которым хорошую оценку получить легко" - "Дети, которым хорошую оценку получить трудно"), находчивость в отыскании ответа, быстрота понимания прочитанного (п. 1, 5, 9,13,17, 21, 25).

· Компетентность в общении со сверстниками - успешность взаимодействия с ровесниками: количество друзей, популярность среди сверстников ("Дети, с которыми все хотят играть" - "Дети, с которыми играют только близкие друзья"), умение нравиться окружающим (п. 2, 6,10,14, 18, 22, 26).

· Компетентность во внеурочной деятельности – школьные и не учебные дела: любознательность в выборе игр, выбор в команду для игры ("Дети, которых сразу выбирают в команду для игры" - "Дети, которых не сразу выбирают в команду для игры"), умение быстро бегать (п. 3, 7,11,15,19, 23, 27).

· Общее самоприятие - особенности и степень самоприятия ребенка: уверенность в себе, правильность поведения, стремление быть непохожим на других ("Дети, которые хотят быть такими, как все", "Дети, которые хотят быть непохожими на других") (п. 4,8,12,16, 20,24,28).

На каждую субшкалу приходится по семь заданий, т. е. всего 28 пар утверждений. Половина из них предполагает высокий уровень компетентности, другая половина - низкий. Испытуемый должен выбрать одно из двух утверждений как наиболее близкое ему. После выбора он уточняет, является ли для него такой ответ правильным в любой ситуации, или он возможен лишь в некоторых случаях.

В случае выбора "единственно правильного" ответа за максимально неблагоприятный вариант дается 1 балл, за максимально благоприятный - 4 балла. В случае выбора "возможного" ответа при неблагоприятном варианте начисляется 2 балла, а при благоприятном - 3 балла.

Оценка результатов:

По каждой шкале самооценка ребенка оценивается следующим образом:

· 7-10 - низкая самооценка;

· 11-14 - средне-низкая самооценка;

· 15-19 - средняя самооценка;

· 20-23 - средне-высокая;

· 24-28 - высокая самооценка.

Результаты проведенной методики:

· Познавательная компетентность (п. 1, 5, 9,13,17, 21, 25) = 9 (низкая самооценка)

· Компетентность в общении со сверстниками (п. 2, 6,10,14, 18, 22, 26) = 18 (средняя самооценка)

· Компетентность во внеурочной деятельности (п. 3, 7,11,15,19, 23, 27) = 26 (высокая самооценка)

Страницы: 1 2

Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отст ...

Функции общения
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме. Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте ег ...

Воздействие мультфильмов на психологию детей
Вампиры, чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) входят с телеэкранов в сознание детей, часто ничем не защищенное. Обилие страшного притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. Именно так действует в человеке страсть: она требует новой пищи, ей нужно ...