Информация » Особенности агрессивного поведения подростков » Формы и методы профилактики агрессивного проявления у подростков

Формы и методы профилактики агрессивного проявления у подростков
Страница 1

Профилактика агрессивных проявления предполагает ряд мероприятий. Успешная профилактическая работа по предупреждению агрессии у подростков невозможна без диагностики. Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивных проявлений можно отнести: опросники, проективные и рисуночные тесты, методы наблюдения. Для выявления форм агрессии используют опросник Басса - Дарки. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет"

Обработка опросника Басса - Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

Физическая, агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются.

Для подтверждения полученных данных по первой методике мы использовали тест А. Ассингера.

Он состоит из 20 вопросов, каждый из которых содержит три утверждения – выбора. Испытуемым предлагается ответить на вопросы, т.е. выбрать один вариант ответа. Подсчет баллов производится по номерам утверждений (1 утверждение – 1 балл, 2 утверждение – 2 балла, 3 утверждение - 3 балла). В итоге дается описание поведения человека в зависимости от количества набранных баллов от 0 до 45 и более. Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности можно использовать "фрейбурскую анкету агрессивности" Анкета состоит из 19 вопросов, на которые следует ответить "да" или "нет". Так же для исследования агрессивности подростков используют проективную методику "Несуществующее животное". Степень выраженности агрессивных тенденций определяется количеством, расположением и характером острых углов. Особо весомы прямые признаки агрессии: когти, острые зубы, заостренный клюв, иглы и др. После определения, при помощи диагностики, наличие и вида агрессивного проявления следует выбрать формы профилактики. Основной формой профилактики агрессивных проявлений в подростковом возрасте является тренинг. Он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков, на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Тренинг может включает в себя следующие упражнения и игры :

Упражнение "Что делать с агрессией и гневом"

Цель: В ходе этого упражнения дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: "Возьми лист бумаги и запиши на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпиши небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Затем следует попросит нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадать, что именно они показывают. Теперь подумай о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызывать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе".

Страницы: 1 2 3

Взаимодействие ощущений
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называемых взаимодействием ощущений. Виды: 1) Сенсибилизация - повышение чувств, в результате взаимодействия анализаторов, по Павлову - слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий, легко распр., охватывая соседние участки. Возбуждение в ан ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...

Механизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Рассмотрим основные из механизмов. С точки зрения первого подхода основные этапы развития группы составляют: Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, ...