Информация » Память умственно отсталых школьников » Рекомендации специалистов по развитию памяти учащихся школы VIII вида

Рекомендации специалистов по развитию памяти учащихся школы VIII вида
Страница 1

Развитие – биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез) [5].

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Поиск путей развития памяти умственно отсталых школьников должен начинаться с уяснения особенностей нарушения памяти и мышления у этой категории школьников. Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

В 40–60 годы значительный вклад в изучение проблемы памяти умственно отсталых учащихся внесли экспериментально-психологические исследования Е.М. Кудрявцевой, А.И. Липкиной, М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева и др. Цикл работ был посвящен изучению узнавания объектов и изменения зрительных представлений при их актуализации умственно отсталыми детьми [1].

В 50–60 годы были продолжены исследования памяти умственно отсталых школьников. В этот период внимание психологов было направлено на воплощение в конкретных исследованиях принципа единства сознания и деятельности, на определение факторов, влияющих на эффективность мнемической деятельности. В эти годы в русле проблемы памяти вели свои исследования Х.С. Замский, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и другие [7].

Существует множество упражнений, методик и игр по развитию памяти умственно отсталых учащихся, мы хотели бы заострить внимание на них. Например, Л.В. Черемошкина предлагает и рекомендует свою книгу, где предложены различные игры, упражнения и задания, которые помогут развивать память дошкольников и школьников.

Упражнения игрового характера по развитию зрительной памяти «Что изменилось», вариант №1 перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.

Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.

Вариант №2 Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.

Во всех вариантах данного упражнения развивается зрительная память, удержание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности[10].

Как говорилось выше, существуют различные методики, например, методика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание». В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «лето» выбирается карточка «лодка» и т.п.).

«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Страницы: 1 2 3

Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и дея ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6 – 7) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 – 7 лет. Школа берет на себя ответственность, через формы различных собеседований, определить готовность ребенка к начальному обучению. Поступивший в школ ...

Влияние отношений между родителями на развитие ребенка
Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций, гармония или дисгармония сексуальных отношений – вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств и страстей, наполняющая семейную жизнь двух людей, определяе ...