Информация » Проблема знаково-символического опосредования в культурно-исторической концепции » Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства и различия Выготского

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства и различия Выготского
Страница 5

Изучение исторического становления детской психологии как самостоятельной отрасли психологии позволяет говорить о существовании двух научных подходов - двух парадигм исследования детского развития в ХХ в. Оба подхода имеют право на существование, оба являются плодотворными по целям и результатам, но между собой не пересекаются и не могут быть суммированы, поскольку в их основе лежат взаимоисключающие научные установки. Однако, "если в основе всякого научного понятия лежит факт, то это еще не значит, что во всяком научном понятии факт представлен одинаковым образом".

Систематизация достижений отечественной детской психологии на основе культурно-исторической парадигмы, более глубокой и сложной в теоретическом плане, представлена в последующих главах учебника. Следуя установкам Л.С. Выготского, прежде чем приступить к постройке, надо было заложить фундамент.

Сходство теорий Выготского «культурно-исторического процесса» с «теорией поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина в том, что основываясь на проблемах знакового опосредования, выдвинутых Выготским, Гальперин выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий.

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый

- создание мотивации обучаемого;

Второй

- составление схемы т.н. ориентировочной основы действия

; Третий

- выполнение реальных действий;

Четвертый

- проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий

;

Пятый

- Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой

- Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Воздействие мультфильмов на психологию детей
Вампиры, чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) входят с телеэкранов в сознание детей, часто ничем не защищенное. Обилие страшного притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. Именно так действует в человеке страсть: она требует новой пищи, ей нужно ...

Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа
Принимая во внимание вышеизложенное, можем сделать некоторые выводы насчёт разногласий, возникших между самонадеянным Юнгом и маститым Фрейдом. Главные отличия аналитической психологии и психотерапииЮнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо пр ...

Заключение.
Изучение личности преступника включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотиваций различных видов преступлений, роли и соотношений индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения, влияние на него устойчивых и ситуативны ...