Информация » Психика и познание » Познавательные процессы

Познавательные процессы
Страница 6

Само сохранение - это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (эффект реминисценции).

Успешность запоминания зависит: от степени завершенности действий запоминания, от интересов и склонностей личности, от эмоционального настроя, от волевого усилия по запоминанию.

Технологии развития памяти - мнемоника, мнемотехника (запоминание посредством создания ассоциаций).

Виды нарушения памяти:

амнезия - нарушения памяти на события;

гипомнезия - врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление памяти;

гипермнезия - гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения;

парамнезия - обман памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу "уже виденного" (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер (эхомнезии).

Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Существуют традиционная, содержательно-генетическая теория мышления и т.д.

Существуют следующие виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное), творческое. К качествам мышления относятся: быстрота, критичность, творчество, любознательность.

Мысль - мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления.

Интеллект (лат. intellectus - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.

Речь является основным средством человеческого общения. Мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, а, обмениваясь мыслями, добиваются взаимопонимания. Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессах познания действительности и общения между людьми. Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. Существуют разные способы развития мышления.

Разновидностью мышления является техническое мышление.

Нарушения мышления - нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Содержание семейного воспитания.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детёй сегодня выступает на один из первых ...

Метод психологической экспертизы
Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы. При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности. ...

Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка
Результаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3. Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами» Доверительность общения Взаимопонимание Сходство во взглядах Символы семьи Легкость общения Психотерапевтичность общения супруг Себе 3 Себе 3 2,3 3,3 3,5 ...