



Познавательные процессыСтраница 6
Само сохранение - это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (эффект реминисценции).
Успешность запоминания зависит: от степени завершенности действий запоминания, от интересов и склонностей личности, от эмоционального настроя, от волевого усилия по запоминанию.
Технологии развития памяти - мнемоника, мнемотехника (запоминание посредством создания ассоциаций).
Виды нарушения памяти:
амнезия - нарушения памяти на события;
гипомнезия - врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление памяти;
гипермнезия - гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения;
парамнезия - обман памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу "уже виденного" (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер (эхомнезии).
Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Существуют традиционная, содержательно-генетическая теория мышления и т.д.
Существуют следующие виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное), творческое. К качествам мышления относятся: быстрота, критичность, творчество, любознательность.
Мысль - мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления.
Интеллект (лат. intellectus - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.
Речь является основным средством человеческого общения. Мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, а, обмениваясь мыслями, добиваются взаимопонимания. Язык - это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессах познания действительности и общения между людьми. Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.
Мышление осуществляется совокупностью различных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. Существуют разные способы развития мышления.
Разновидностью мышления является техническое мышление.
Нарушения мышления - нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.
Защитные механизмы поведения
Динамика личности во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой, жаждущего – водой. Помимо этой роли источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворят ...
Оценка интеллекта
Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Напр ...
Психическое развитие младшего школьника
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.
О ...
