Информация » Психика и познание » Познавательные процессы

Познавательные процессы
Страница 7

Существует следующая классификация нарушений мышления: по темпу, стройности, целенаправленности, продуктивности, интеллекта, врожденные, приобретенные.

Нарушения мышления классифицируются в зависимости от нарушений речи (речь - продолжение мышления).

Выделяют следующие нарушения речи:

афония (от греч. a отрицат. частица и рhоne звук) - потеря голоса при сохранении целостной речи, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах).

аграфия (от греч. а отрицат. частица и grapho пишу) - нейропсихологическое нарушение, характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма.

афазия (от греч. a отрицат. частица и phasis высказывание) - системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптикомнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменновисочнозатылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О. Липманом в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает эфферентная моторная афазия, впервые описанная П. Брока в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. При поражении средне и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Воображение - это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов на основе имеющихся знаний и представлений.

Основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и непродуктивное. Активное воображение связано с тем, что человек по своему желанию вызывает у себя те или иные образы; пассивное воображение характеризуется тем, что образы возникают у человека спонтанно.

С воображением непосредственно связано творчество. Механизмы творчества: комбинирование, акцентирование, типизация.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях. Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний
Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Они как бы изнутри регулируют поведение и деятельность, непрерывно соотнося их ход и промежуточные результаты с потр ...

Тревожный (психастенический) тип.
Особенности общения и поведения. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная роль. Черты, привлекательные для собеседников. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Черт ...

Проблема развития в психологии. Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной историей развития человечества в ...