Информация » Психика и познание » Познавательные процессы

Познавательные процессы
Страница 4

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. Интенсивность привлечения внимания зависит от характера раздражения, структурной организации, отношения раздражителя к потребностям.

Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений.

Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. Существуют три основных типа расстройства внимания: рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания; апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям (слабая интенсивность концентрации внимания и слабая его переключаемость); трудная переключаемость внимания.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

По времени сохранения материала память делится на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую.

По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору память делится на зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную, обонятельную, осязательную и т.д.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память подразделяется на непроизвольную и произвольную.

Среди свойств памяти выделяют объем, т.е. количество предметов, которые за определенное время способен запомнить человек; точность воспроизведения; быстроту запоминания; длительность сохранения усвоенного; готовность памяти (способность быстро вспомнить то, что требуется) и пр.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают: — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...

Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше развора ...

Понятие личности в психологии. Индивид и личность. Внешний мир.
Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, ...