Закономерности проявления и развития психики человекаСтраница 2
Первая из них - проблема связи и различий житейской и научной психологии. Для нас самым информативным источником по этой проблеме является опубликованный в Хрестоматии отрывок из учебника Ю.Б. Гигшенрейтер. В нем перечислены 5 оснований, по которым можно и нужно различать житейскую и научную психологию. Для удобства представим полученные Ю.Б. Гиппенрейтер результаты анализа в небольшой таблице, содержательно "наполнить" которую можно лишь внимательно прочитав текст, опубликованный в Хрестоматии, или воспользовавшись соответствующими страницами книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию:Курс лекций" (М. 2003) (Рис.1).
Основания различения |
Житейская психология |
Научная психология |
По степени обобщения знаний и формам их репрезентации |
Конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или на уровне «житейских» понятий. |
Обобщены и абстрактны, В пределе выражено стремление к строгим научным понятиям. |
По способам получения Знаний и степени их субъективности |
Интуитивны, Иррациональны, Отличаются большей долей субъективности |
Рациональны и осознанны, гипотетико- дедуктивны, стремятся к большей объективности |
По способу Передачи опыта |
Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контактес носителем «опыта» |
Передача возможна Путем присвоения Накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта |
Конкретные методы получения психологических знаний |
Самонаблюдение и объективное наблюдение |
Наблюдение (в различных его видах) и эксперимент |
Эмпирическая область |
Ограничена обычным житейским опытом и обыденными ситуациями |
Включает также опыт уникальных, запредельных ситуаций, с которыми исследователь в обыденной жизни может никогда не столкнуться, а также опыт прошлого |
Рис.1. Отличия житейской и научной психологии
Второй проблемой, которая также возникает при попытке разобраться с соотношением научной и "интересной" психологии, является проблема соотношения практической психологии с так называемой "академической" психологией (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос детально рассмотрен в книге "13 диалогов о психологии" (в первом диалоге) и требует внимательного изучения с целью выявления возможных линий связи между теоретическими и практическими психологическими разработками, которые были условно обозначены мною так: 1) "нет ничего практичнее, чем хорошая теория"; 2) теория - полезный для клиента практического психолога "миф"; 3) практика - верховный суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста напрашивающийся вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии.
Основные задачи психологии как науки:
Изучение психических явлений;
разработка методов их изучения;
выработка практических рекомендаций по результатам исследований;
прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений;
формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;
управление психическими явлениями.
Условно психические явления делят на:
психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).
Фактически в основе данного деления лежит классификация по фактору времени (рис.2).
Психические явления | ||||
Психические процессы – целостные акты жизнедеятельности человека отличающиеся отражательно-регулятивной спецификой. |
Психические состояния |
Психические свойства | ||
Познавательные - направлены на познание окружающего мира. |
Эмоциональные - выражающее отношение человека к окружающему миру |
Волевые - направлены на преодоление внешних или внутренних препятствий |
Это особенности психической деятельности за некоторый промежуток времени |
Это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека |
Физиология эмоций
Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события. ...
Настроение как эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем». ...
Непараметрическая
процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии
, где N — количество человек в группе.
Для непараметрическ ...