Информация » Психология как наука » Закономерности проявления и развития психики человека

Закономерности проявления и развития психики человека
Страница 2

Первая из них - проблема связи и различий житейской и научной психологии. Для нас самым информативным источником по этой проблеме является опубликованный в Хрестоматии отрывок из учебника Ю.Б. Гигшенрейтер. В нем перечислены 5 оснований, по которым можно и нужно различать житейскую и научную психологию. Для удобства представим полученные Ю.Б. Гиппенрейтер результаты анализа в небольшой таблице, содержательно "наполнить" которую можно лишь внимательно прочитав текст, опубликованный в Хрестоматии, или воспользовавшись соответствующими страницами книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию:Курс лекций" (М. 2003) (Рис.1).

Основания различения

Житейская психология

Научная психология

По степени обобщения

знаний и формам их

репрезентации

Конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или на уровне «житейских» понятий.

Обобщены и абстрактны,

В пределе выражено стремление к строгим научным понятиям.

По способам получения

Знаний и степени их

субъективности

Интуитивны,

Иррациональны,

Отличаются большей долей субъективности

Рациональны и

осознанны, гипотетико-

дедуктивны, стремятся к

большей объективности

По способу

Передачи опыта

Передача затруднена

и осуществляется в непосредственном

контактес носителем «опыта»

Передача возможна

Путем присвоения

Накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Конкретные методы получения психологических знаний

Самонаблюдение и объективное наблюдение

Наблюдение (в различных его видах) и эксперимент

Эмпирическая область

Ограничена обычным житейским опытом и обыденными ситуациями

Включает также опыт уникальных, запредельных ситуаций, с которыми исследователь в обыденной жизни может никогда не столкнуться, а также опыт прошлого

Рис.1. Отличия житейской и научной психологии

Второй проблемой, которая также возникает при попытке разобраться с соотношением научной и "интересной" психологии, является проблема соотношения практической психологии с так называемой "академической" психологией (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос детально рассмотрен в книге "13 диалогов о психологии" (в первом диалоге) и требует внимательного изучения с целью выявления возможных линий связи между теоретическими и практическими психологическими разработками, которые были условно обозначены мною так: 1) "нет ничего практичнее, чем хорошая теория"; 2) теория - полезный для клиента практического психолога "миф"; 3) практика - верховный суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста напрашивающийся вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии.

Основные задачи психологии как науки:

Изучение психических явлений;

разработка методов их изучения;

выработка практических рекомендаций по результатам исследований;

прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений;

формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;

управление психическими явлениями.

Условно психические явления делят на:

психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);

психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);

психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);

психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).

Фактически в основе данного деления лежит классификация по фактору времени (рис.2).

Психические явления

Психические процессы – целостные акты жизнедеятельности человека отличающиеся отражательно-регулятивной спецификой.

Психические

состояния

Психические свойства

Познавательные - направлены на познание окружающего мира.

Эмоциональные -

выражающее отношение человека к окружающему миру

Волевые - направлены на преодоление внешних или внутренних препятствий

Это особенности психической деятельности за некоторый промежуток времени

Это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека

Страницы: 1 2 3

Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к ч ...

Обсуждение
Известно, что нейрокогнитивные процессы включают широкий диапазон проявлений деятельности мозга, которые отражают функцию лобных отделов и предназначены для программирования адаптационного поведения, запоминания информации, концентрации внимания и решения самых разных задач и проблем. Эпилепсия, приводя к корковым нарушениям, обусловлив ...

Одаренность. Понятие одаренности
Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. [6] Основные функции одаренности — максимал ...