Информация » Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье » Особенности и проблема домашнего насилия

Особенности и проблема домашнего насилия
Страница 1

«Мой дом – моя крепость», - гласит известная поговорка. В идеальном представлении дом, семья – это место, в котором можно укрыться от любой опасности окружающего мира, в которой всегда можно получить помощь и поддержку. К сожалению, действительность такова, что родной дом, может быть. Порой опасным, чем улица. Именно собственный дом стал для многих сегодня тем местом, где под угрозу ставится не только психическое и физическое здоровье человека, но и сама его жизнь. Причиной этого стало явление, получившее название домашнее насилие.

Домашнее насилие (часто его называют супружеским насилием партнера или синдром побоев) может быть определено как намеренные насильственные или контролирующие действия человека, который состоит или состоял в интимных отношениях с жертвой (жертвами), и который может проживать или не проживать с ней совместно). Домашнее насилие является одним из видов насилия в семье. Насилие в семье включает в себя насилие над престарелыми, насилие над детьми и пренебрежение к детям. Домашнее насилие включает в себя синдром насильственного поведения, которое может включать в себя, но не ограничиваться следующим:

- Нанесение или угроза нанесения телесных повреждений.

- Сексуальное нападение.

- Психологическая жестокость (угрозы, запугивания, власть над жертвой).

- Экономическая зависимость.

- Прогрессирующая социальная изоляция.

К сожалению, на сегодняшний день отсутствует достоверная статистика по проблеме домашнего насилия, как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Но даже те данные, которые приводятся в исследованиях, посвященных проблеме домашнего насилия, позволяют судить об огромных масштабах этого явления:

- 30% всех убийств совершается сегодня в семье;

- 2 тысячи детей ежегодно заканчивают жизнь самоубийством;

- более 50 тысяч детей ежегодно уходят из семей

Совершенно ясно, что приведенная выше статистика фиксирует лишь незначительную часть насилия, совершаемого в семье; огромная его часть, представленная физическими, психическими, экономическими формами воздействия, остается за домашней «крепостной стеной».

Раньше домашнее насилие считалось явлением редким, это было личным делом семьи, порой замалчиваемым. Но изучение данной проблемы показало широкую распространенность такого явления и серьезные последствия. Жестокое обращение разрушительно для жертвы: низкая самооценка, убежденность в собственной неполноценности, депрессии, попытки покончить жизнь самоубийством. А у детей еще личностными и поведенческими особенностями, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

В настоящее время наше общество находится на самом первом этапе – этапе осмысления самого факта домашнего насилия, и именно поэтому мы пока не имеем конкретной программы помощи жертвам домашнего насилия и реальной статистики. В этом отношении нам еще много предстоит сделать. Но начинать это необходимо. Уже сейчас.

Многофакторность проблемы домашнего насилия требует объединения усилий многих служб и ведомств – это социальные работники и психологи, медики и педагоги, юристы и т.д. Каждый представитель этих служб может внести свою лепту в решение этой проблемы. Но прежде всего нам всем предстоит изменить свое собственное отношение к вопросу насилия в семье.

Любое насилие над человеком является не только проблемой социальной или юридической, но и чисто медицинской. А в отношении домашнего насилия – еще и психологической, так как совершается оно, как правило, близким человеком.

Страницы: 1 2

Профессиональное место и роль психолога в образовательном пространстве школы
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образоват ...

Переговоры на основе интересов
Альтернативой позиционному торгу является стратегия ведения переговоров на основе интересов. В отличие от позиционного торга, который ориентирован на конфронтационный тип поведения сторон, переговоры на основе интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимное стремление участников конфликта к позит ...

Развитие восприятия
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует сис ...