Информация » Психологическая культура юриста » Общая характеристика структурных элементов склада психики личности

Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
Страница 1

Основными структурными элементами склада психики личности являются интеллект (разум), чувства (эмоции), воля.

Интеллект (разум) - система умственных способностей индивида, его возможности в познании и решении жизненных проблем.

Интеллект и личность - взаимозависимы. От уровня притязаний личности, ее установок, потребностей, идеалов, влияющих на мотивацию умственной деятельности, зависит активность интеллекта. Свойства личности, структура ее мотивов, в свою очередь, определяются степенью объективности ее отношений к действительности, опыта познания этой действительности и общего развития интеллекта.

Непременными спутниками интеллекта (разума), показателями его развитости, являются мышление и память.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление - это активное проявление ума (индивидуальные качества ума: любознательность, пытливость, глубина, гибкость, критичность, быстрота, широта и др.), которое выражается в процессе познавательной деятельности человека. Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.п. Составными частями процесса мышления являются анализ и синтез. Анализ помогает юристу-профессионалу в ходе решения юридического дела выделить самое существенное, самое необходимое. Правильный анализ любого целого является анализом частей, элементов, свойств, а также их связей, отношений, т.е. признаков, которые их объединяют. Новое соотнесение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез. Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. (См. § Юридическое мышление).

Память - психическое отражение результатов взаимодействия человека с действительностью и использование результатов этого взаимодействия в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивида; это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения знаний, умений и навыков. Память можно назвать "банком информации" или "живым компьютером".

В зависимости от целенаправленности процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) делятся на две формы:

непроизвольную (непреднамеренную);

произвольную (преднамеренную).

Так, для следователя основную роль в работе играет произвольная смысловая память и такие ее качества, как большой объем и высокая точность.

Виды памяти:

образная (зрительная, слуховая, двигательная и др.);

логическая;

эмоциональная.

Для юриста-профессионала они все важны.

Системы памяти:

1.иконическая - сохранение наглядных образов в виде четкого отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени;

2.кратковременная - запечатление объектов, попавших в поле зрения, при однократном восприятии ситуаций;

3.оперативная - избирательное сохранение той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности;

4.долговременная - запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость.

Юрист-практик при ведении юридического дела должен использовать все системы памяти. Так, знание закономерностей функционирования кратковременной и долговременной памяти облегчает следователю сделать правильный выбор тактических воздействий на человека с целью адекватного воспроизведения им забытого.

Страницы: 1 2 3 4

Теория
Теоретическими истоками гештальт-терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт-терапевтической концепции просто не существует. Перлз ввел в свою теорию термин, взятый из гештальт-психологии и давший назва ...

Основные причины конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя ОВД
1. Недостаточная опытность руководителя в работе с людьми. 2. Недостаточная опытность руководителя в решении оперативно-розыскных задач. 3. Изъяны воспитания: · грубость, · черствость, · нечестность. 4. Черты характера: · неуравновешенность, ведущая к вспышкам и резкости в обращении с подчиненными, · излишняя властность, · отсу ...

Понятие акцентуаций характера
В период становления характера, т.е. в подростковом возрасте, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «пре ...