Информация » Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье » Природа и социально-психологическая сущность насилия

Природа и социально-психологическая сущность насилия
Страница 2

По отношению к детям психическое насилие проявляется как постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является, оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщин любви к ребенку, когда он еще находится в материнском утробе, то есть к ребенку от нежелательной беременности. Его еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желательной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни. Хуже развиваются.

Эмоциональное, словесное. Это вид насилия наиболее распространен в жизни и его чаще всего не определяют как насилие, а именно с него обычно все и начинается. Поэтому наиболее подробно рассмотрим основные формы проявления именно этого вида насилия.

Эмоциональное – словесное насилие может выражаться:

1) в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека – стал одним из распространенных форм общения, и все это является насилием над человеком.

2) В игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека – это одна из форм насилия, причем не менее значимая и боле распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоциональное теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так, что приходя, домой, у них нет сил для того, чтобы поговорить, друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали. поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит – «отстань», «не мешай» и т.д., таким образом, они игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее.

3) В изоляции от других членов семьи. Естественное, это форма насилия наиболее распространена в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться с отцами. Ил внушают им. Что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое бремя для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушками – это насилие по отношению к ребенку.

4) В угрозе применить насилие. «Перестань плакать – или будет хуже», «если получишь еще одну двойку – то я тебя выпорю», «скажи еще хоть слово – ударю». Сколько примеров подобных высказываний можно услышать в своей жизни? Все эти высказывания направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным – когда тебя бояться. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчанием. А молчание порождает новый страх.

Страницы: 1 2 

Механизмы и процессы памяти
Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения и готовность использовать сохраненную информацию. Одной из самых важных характеристик памяти есть объем памяти, так как она характеризует возможность запоминания и сохранения информации. А в качестве показателя объ ...

Обоснование выбора методов и методик исследования
Методологической основой данной работы стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей. Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирически ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6 – 7) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6 – 7 лет. Школа берет на себя ответственность, через формы различных собеседований, определить готовность ребенка к начальному обучению. Поступивший в школ ...