



Природа и социально-психологическая сущность насилияСтраница 1
Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками.
В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, которого люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства. Ограбления, поджоги и т. п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.
Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения.
Механизм, технология насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.
Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого.
Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гусейнов в своей статье «Понятие насилия»: «…насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремясь подчинить их себе.
Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.
Под насилием так или иначе подразумевают физическое воздействие, но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими средствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, не редка – угроза его жизни или даже смерть.
Физическое насилие – нанесение родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений. Которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям, хотя известны случаи, когда выросшие дети бьют других членов семьи.
Физическое насилие включает в также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов» вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Инцест – кровосмешение, половая связь между близкими родственниками. Чаще всего это случаи, когда отцы или отчимы принуждают дочерей, а матери – сыновей несовершеннолетнего возраста к разным формам сексуальных отношений. И явление это тем страшней, что остальные родственники зачастую отказываются верить детям и умалчивают о происходящем.
К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он это не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Психическое насилие. В случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиями.
Диагностический тест
В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10 лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А.
«Методика экспертных оценок по определению одаренных детей».
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной систе ...
Исследование логического мышления
Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять.
Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельст ...
Исследование мотивации личности профессионалаю Методика
проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. ...
