В практике расследования преступлений, в судебном заседании и во всех сферах юридической деятельности, связанных с необходимостью контактировать с людьми, находить с ними общий язык, прогнозировать их поведение, необходимо хорошее знание моделей личностной типологии.

В настоящее время в психологии разработано большое количество типологий личности. Каждая из низ имеет свои преимущества и недостатки. Следователь может извлечь пользу из каждой научной модели.

В тех случаях, когда необходимо точно предвидеть действия или слова человека, его истинные взгляды на ситуацию, совместимость с другими людьми, наиболее полезна соционическая модель личности.

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К. Г. Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер.

Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рассеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-видимому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специализировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправлено, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека.

Соционическая модель базируется на определенных принципах, являющихся следствием структуры 16 вариантов информационного потока:

Ø Не существует людей, которые всю информацию о мире воспринимают адекватно (т. е. талантливых во всем). Обратная сторона таланта – наличие слабых мест. У каждого ТИМа из 16 – свои преимущества и свои недостатки.

Ø То, что хорошо понятно нам, не является абсолютно очевидным. Есть ТИМы, которым эта информация дается с трудом. Они не хуже и не глупее нас – просто они другие.

Ø То, что нам кажется неважным и неинтересным, не является таковым для всех. Есть ТИМы, которые способны извлекать информацию из того, что мы не в состоянии оценить. Они не лучше и не умнее нас – просто они другие.

Ø Мы обязаны «принимать человека таким, какой он есть» только в рамках его ТИМа, но не в состоянии полной распущенности и пренебрежения к окружающим.

Ø Мы обязаны помнить, что нет нейтральных сюжетов и тем для общения, и каждая тема может задеть болевую точку кого-то из присутствующих.

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков обще ...

Проблема развития в философии. Сущность понятия “развитие” в философии
Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только вр ...

Проблема бессознательного в теориях неофрейдизма. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга
Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован ...