В практике расследования преступлений, в судебном заседании и во всех сферах юридической деятельности, связанных с необходимостью контактировать с людьми, находить с ними общий язык, прогнозировать их поведение, необходимо хорошее знание моделей личностной типологии.

В настоящее время в психологии разработано большое количество типологий личности. Каждая из низ имеет свои преимущества и недостатки. Следователь может извлечь пользу из каждой научной модели.

В тех случаях, когда необходимо точно предвидеть действия или слова человека, его истинные взгляды на ситуацию, совместимость с другими людьми, наиболее полезна соционическая модель личности.

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К. Г. Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер.

Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рассеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-видимому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специализировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправлено, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека.

Соционическая модель базируется на определенных принципах, являющихся следствием структуры 16 вариантов информационного потока:

Ø Не существует людей, которые всю информацию о мире воспринимают адекватно (т. е. талантливых во всем). Обратная сторона таланта – наличие слабых мест. У каждого ТИМа из 16 – свои преимущества и свои недостатки.

Ø То, что хорошо понятно нам, не является абсолютно очевидным. Есть ТИМы, которым эта информация дается с трудом. Они не хуже и не глупее нас – просто они другие.

Ø То, что нам кажется неважным и неинтересным, не является таковым для всех. Есть ТИМы, которые способны извлекать информацию из того, что мы не в состоянии оценить. Они не лучше и не умнее нас – просто они другие.

Ø Мы обязаны «принимать человека таким, какой он есть» только в рамках его ТИМа, но не в состоянии полной распущенности и пренебрежения к окружающим.

Ø Мы обязаны помнить, что нет нейтральных сюжетов и тем для общения, и каждая тема может задеть болевую точку кого-то из присутствующих.

Демократичность
Самоактуализированный человек демократичен в своем поведении. Он готов общаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности, уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой может сложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не сознает этих внешних различий, которые для среднестатистическ ...

Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний
Если рассматривать психоэмоциональные состояния с физиологической точки зрения, то необходимо заметить, что они имеют рефлекторную природу. Хотя подавляющее большинство их условнорефлекторного происхождения. Например, у оперативного дежурного офицера, привыкшего работать в определенном режиме, перед заступлением на смену возникает состо ...

Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две ...