Характер
Страница 1

В психологии понятие «характер» (с греческого «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Современная характерология делится на три направления:

1.Конституционально-биологическая – связано с именем Э. Кречмера, где характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента.

2.Психологическое (З. Фрейд и К. Юнг). Характер объясняется исходя их бессознательных влечений человека.

3.Идеологическое (психологическая теория Р. Ребека) Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

Черты характера – это не существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-либо, что человеку не безразлично, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи.

Первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос о том, но отношению к чему, к какой сфере задач, целей и так далее делает человека определенным его характер. В одной ситуации человек может казаться бесхарактерным, бесхребетным, а в другой, когда дело касается и задевает значимые для него вопросы, вдруг раскрывается сильный характер – твердость, непреклонность.

Характер человека – это и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обуславливая его поведение, он в поведении же его формируется.

Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичным для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.

Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретическое оформленное.

Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и, реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычки, то есть привычных способов нравственного поведения.

Можно даже сказать, что характер – это не всегда осознанное мировоззрение человека, ставшее его натурой.

Решающим для понимания характера является отношения между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, целостности и силы характера. Характер и направленность характера не одно и то же.

Согласно учению Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже ипотипические свойства индивида определяют темперамент, который составляет основу характера.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера:

- одни считают, что он наследственно обусловлен;

- другие считают, что он целиком определяется условиями жизни;

- третьи считают, что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, второй – социологизация. Обе эти крайние точки зрения ошибочны и не соответствуют действительности.

В отечественной психологии принята, более реально отражающая природу характера, точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (в первую очередь нервной системы, генотипа).

Юлия Борисовна Гиппенрейтер считает, что определенные свойства организма надо рассматривать как биологические или генотипические предпосылки характера.

Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы:

- детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

- степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

- генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения».

При неблагоприятных сочетаниях обоих факторов развития характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм. При благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.

Страницы: 1 2

Виды лидеров
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы: 1. ...

Исследование личности. Исследование школьной мотивации
Девочке были представлены 6 мнений детей о школе и заданы соответствующие вопросы: · А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? · С кем из них ты хотела бы вместе играть? Почему? · Хотела бы вместе учиться? Почему? 1-ая девочка сказала: "Я хожу в школу, потому что меня родители заставляют. А если бы не родители, я бы в школу не ...

Виды ощущений и их механизмы
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. ...