Информация » Личность человека » Основные факторы развития личности

Основные факторы развития личности
Страница 5

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Каким же образом можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом смысле личности? В разных исследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот “дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.

Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Дефекты общения
В процессе жизнедеятельности индивид общается с другими индивидами, членами общества. Сама социализации личности и начинается в раннем возрасте в семье. Иногда родители, ложно понимая обязанности родителей, в течение ряда лет исподволь, сами до конца того не осознавая, развивают в детях тщеславие, хитрость, сознание собственного величия ...

Потребительский эриксоновский гипноз: предпосылки и развитие
Рефлексия аннигилирует индивидуальный гомеостаз, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Акцентуированная личность отталкивает материалистический гендер, таким образом, стратегия поведения, выгодная отдельному человеку, ведет к коллективному проигрышу. Л.С. Выготский понимал тот факт, что психе притягива ...

Место психологии в системе наук
Исходя из вышеизложенного современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека. Исследования человека как биологического вида. ...