Интересы и мотивация

Как известно, деятельность человека соотносится с определенной потребностью, а действия – с мотивами. Отметим, что мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действий, включенного в определенную этим мотивом деятельность. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно – волевой. Различные виды интереса, например результативный, познавательный, процессуальный, учебно-познавательный и другие, могут быть соотнесены с мотивационными ориентациями. По мнению Е.И. Савонько и Н.М. Симонова, особенности связей между мотивационными ориентациями позволяют выделить две существенные их характеристики: во-первых, стабильность связей между мотивационными ориентациями на «оценку преподавателем», а с другой «избеганием неприятностей», т.е. относительную независимость их от условий обучения; во-вторых, вариабельность связей (по критерию доминирования и «удельному весу») в зависимости от условий обучения; этими авторами установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью школьников. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на оценку преподавателем. Связь ориентации на избегание неприятностей с успеваемостью слабая. Понимая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследования определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

По Рубинштейну трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворение, либо с предметом потребности. Определение А.Н. Леонтьевым мотива как «опредмеченной потребности», позволяет определить его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И. Божович. Мотив – это, то ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представление, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность»[5-с.53].

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Следовательно, интересы могут выступать важным мотивом учебной деятельности.

Развитие речи
Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Одной из функций речи, которые выступают на пе ...

Пути предупреждения семейных конфликтов
Здесь мы назовем лишь самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи. Такими путями являются: • формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов); • воспитание детей с учетом их индивидуал ...

Медсестра и больной, принципы общения с пациентом.
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает ...