Виды эксперимента.
Страница 1

В зависимости от условий деятельности.

Лабораторный эксперимент

проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.

Достоинства этого эксперимента:

1. высокая точность результатов.

2. создаются оптимальные условия для психологических исследований.

3. осуществляется полный контроль за всеми переменными.

4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

Недостатки эксперимента:

1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;

2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность

Естественный эксперимент

проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый А.Ф.Лазурский.

По степени разработанности программы.

Поисковые

, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между НП и ЗП, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.

Уточняющие,

целью которых является уточнение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.

Критические,

организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.

Воспроизводящие,

предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

По характеру действия исследователя.

Констатирующий эксперимент

предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.

Формирующий эксперимент

предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

КГ

R

Т1

-------

Т2

ЭГ

R

Т3

ЭВ

Т4

Страницы: 1 2

Супруг остается один в результате смерти партнера
Серьезным испытанием для одного из супругов является утрата партнера в результате его смерти. Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Потеря члена семьи может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения ...

Аристотель о праве
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчёркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. «По­нятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с представлением о госуда ...

Особенности переживания внутриличностного конфликта
Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание является эмоционально окрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристи ...