Виды эксперимента.
Страница 1

В зависимости от условий деятельности.

Лабораторный эксперимент

проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.

Достоинства этого эксперимента:

1. высокая точность результатов.

2. создаются оптимальные условия для психологических исследований.

3. осуществляется полный контроль за всеми переменными.

4. возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

Недостатки эксперимента:

1. условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным;

2. испытуемые знают, что они являются объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность

Естественный эксперимент

проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый А.Ф.Лазурский.

По степени разработанности программы.

Поисковые

, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между НП и ЗП, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.

Уточняющие,

целью которых является уточнение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.

Критические,

организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.

Воспроизводящие,

предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.

По характеру действия исследователя.

Констатирующий эксперимент

предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.

Формирующий эксперимент

предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.

КГ

R

Т1

-------

Т2

ЭГ

R

Т3

ЭВ

Т4

Страницы: 1 2

Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности.
Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. В традиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности и развитие психики. Между тем подобно тому как личность и психика являются нетожде ...

Сопротивление культурным влечениям
Самоактуализированных людей нельзя назвать "адаптированными" в обычном понимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрение культуры и слепое отождествление с ней. Конечно, самоактуализированный человек существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и в то же самое время он сопротивляется ее в ...

Закономерности проявления и развития психики человека
Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется к ...