



Смысл, заложеннный в словосочетаниях «Субьект деятельности», «Субъект общения»,
«Субъект труда». Понятие «Субъект деятельности»Страница 1
В одной из традиций отечественной психологии - в деятельностном подходе категория субъекта соотносима с категорией деятельности. В теории деятельности А. Н. Леонтьева построена структурная модель деятельности, согласно которой деятельность соотносится с мотивом, действие - с целью, операция - с условиями. Согласно этой модели, субъект - это носитель мотива деятельности, а также носитель способа, т.е. возможностей реализации «технической стороны» деятельности. Введем пока следующее «рабочее» определение: субъект - это человек, выступающий как автор деятельности, имеющий мотив этой деятельности, обладающий замыслом и средствами реализации деятельности, заинтересованный в ее результатах и несущий за них ответственность.
В это определение входит несколько атрибуций, отсутствие какой-либо можно связать с проявлением неполной субъектности. Например, нежелание брать ответственность за содеянное существенно обедняет субъектность. Можно говорить о том, что в данном случае субъект явно «не дотягивает» до личностного поступка. «Личность обладает способностью действовать по собственному убеждению в сложных ситуациях, - писал В.В. Давыдов, - противостоять неблагоприятным обстоятельствам, не боясь вмешиваться в течение событий, проявляя твердую волю и характер и принимая на себя всю социальную ответственность за возможные последствия» (Давыдов 1996: 57). Яркое описание важных черт субъекта содержится у Г.В.Ф. Гегеля под названием подлинного характера: «Подлинный характер действует по своей инициативе… не допускает, чтобы другой думал и решал за него. А если он действовал сам, то он будет готов принять на себя вину за свое деяние и нести за него ответственность».
Проявлением субъектности может стать и парадоксальная на первый взгляд ситуация отказа от деятельности. В данном случае средства реализации деятельности становятся психологическими средствами воздержания от внешней предметной активности. Иногда для этого требуется не меньшая, а порой и большая произвольность и реальные волевые усилия.
Никто, конечно, не запретит нам понимать в «пределах домашнего обихода» под деятельным человеком предприимчивую личность, у которой «все кипит». - пишет об этом В. Н. Сагатовский, - Кант в этом смысле, не говоря уже о Диогене, был бесспорно недеятельным и пассивным». И далее:»… Если мы хотим употреблять этот термин в универсальном категориальном смысле, то деятельность, направленная внутрь и внешне проявляющаяся как воздержание от действий, может оказаться ничуть не менее напряженной, активной (в смысле внутренней спонтанности), культурно и личностно значимой» (там же).
Согласно исходным положениям теории деятельности А.Н. Леонтьева, конституирующей характеристикой деятельности выступает предметность. Но сама предметность может пониматься различно, и эти различия могут приводить к тому, что предметность (рассмотрение деятельности со стороны предмета) и субъектность (рассмотрение ее с позиций субъекта) начинают входить в противоречие и обособление (взаимоисключение). Д. Б. Эльконин указывал, что человеческое действие двулико - в нем есть операционально-техническая сторона и смысл человеческий. При этом предметную и смысловую стороны необходимо рассматривать лишь как стороны единого человеческого действия. Предметно-вещная доминанта при анализе деятельности лишает эту категорию собственно психологического содержания.
Категория предметности претерпевает иногда столь странные коллизии, что деятельность напрочь лишается субъекта. А значит и личностного начала, становясь, как это ни парадоксально, «безличной деятельностью»(!?). «… Одной важной чертой деятельности, на которую редко обращают внимание, является ее безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно ее совершает. Последовательность операций и используемые средства детерминируются целью и объективными условиями деятельности, а не особенностями субъекта. Кроме того, следует иметь в виду, что в структуру деятельности наряду с действиями субъекта включены и объективные естественные процессы. Зажигая свет в комнате, вы просто щелкаете выключателем и тем самым приводите в движение процесс, который завершается тем, что лампочка загорается. Поэтому деятельность, направленная на достижение некоторой цели, будет осуществляться одинаково всеми индивидами. Вот эту независимость деятельности от конкретного деятеля мы и называем ее безличностью. При такой трактовке деятельности и субъекта психологу здесь делать нечего и он должен уступить место технологу.
Видимо не все формы человеческой активности следует подводить под категорию деятельности. Так, например, рабочий, обслуживающий конвейер, участвует в общественно важном процессе - производстве автомобилей. Но замысел, т. е. проект автомобиля и способ его сборки, принадлежит не рабочему, регламентация рабочего времени, система операций, критерии допустимых отклонений (процент брака), а также тарифные ставки разработаны не им, и от продукта - автомобиля, который сходит с конвейера, он также отчужден. Остается ли человек в этих условиях субъектом и если остается, то субъектом чего именно? Деятельности ли? То что мы имеем здесь дело с «безличностью» процесса не вызывает сомнения. То, что процесс сборки сложнее нажатия на выключатель, т. е. в большей степени насыщен предметностью - тоже.
Отрицательные психические состояния в спортивной деятельности
Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция.1Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при ...
Факторы эмоциональной регуляции личности подростка
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающи ...
Эмоции и аффекты
Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.
Другой формой эмоций являются аффекты, представляю ...
