Информация » Трансактный анализ, как метод психотерапии » Сущность понятия «жизненный сценарий»

Сущность понятия «жизненный сценарий»
Страница 1

Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в трансактном анализе, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария [4].

Сценарий

– это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария

оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение

» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности [10].

Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.

По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя или банальный.

Победителем

Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Под победой понимается то, что поставленная цель достигается легко и свободно. Побеждённый

– это «человек, который не достигает поставленной цели». И дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.

Страницы: 1 2 3 4

Мышление и лобные доли. Анатомические характеристики
Лобные доли, наряду с нижнетеменной областью, - самая новая и самая сложная структура головного мозга. Их масса у человека составляет 25% всей массы коры. Лобные доли имеют очень тонкое строение и созревают в последнюю очередь: у женщин к 18-19 годам, у мужчин - к 21-23. Промежуточные этапы созревания для обоих полов наступают в 7 и 12- ...

Этапы становления личности профессионала как предмет научного познанияю Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.
Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна. В современном общепринятом научном понимании «становление – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и я ...

Теории развития в психологии
Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развития психики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч.Дарвина. Попытки выдели ...