Проблема беременности в современном обществеСтраница 1
Одной из важнейших и естественных задач эволюции является воспроизведение потомства. Причем, речь идет не только о количественном, но и качественном воспроизводстве, то есть таком, при котором каждое последующее поколение как минимум не уступает предыдущему по состоянию физического и психического здоровья. Проблема исследования адаптивности женщин к состоянию беременности на основе изучения комплекса индивидуально психологических характеристик является, таким образом, частью общей проблемы здоровья, как меры адаптации к меняющимся условиям.
По мнению академика М. К. Агаджаняна (цит. по [8]) здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления». Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, а главное способность к воспроизведению здорового потомства.
Неутешительные выводы социологических и демографических исследований [16, 21, 35] свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья россиян в течение последних 10 лет. Согласно определению ВОЗ «здоровье» должно рассматриваться как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Очевидно, что комплексное состояние здоровья детерминировано множеством факторов, как биологических, так и социальных.
Интегральной характеристикой жизнеспособности популяции является показатель средней продолжительности жизни. В региональных мониторинговых докладах ООН (UNICEF), продолжительность жизни в России, начиная с 1994 года, оценивается как самая низкая в Европе. Современная демографическая ситуация в России характеризуется не только низкой продолжительностью жизни, но низкой рождаемостью и высокой смертностью. Россия входит в список 22 государств мира, население которых уменьшается. Обращает на себя внимание и следующий факт: в логике эволюции трудные периоды развития сопровождались худшей выживаемостью стариков и детей; сейчас в России, в нарушение всех естественных законов, быстрее умирает работоспособное население в возрасте 20 – 39 лет (цит. по [29]).
Однако, наибольшая опасность для здоровья нации, заключается в нарушении репродуктивной функции. Россия – одна из самых «женских» стран мира (114 женщин на 100 мужчин, пятое место в мировом рейтинге). Низкая рождаемость в России обусловлена не малым количеством потенциальных матерей, а именно нежеланием женщин рожать. Специфическая черта, отличающая Россию от большинства стран мира, состоит в том, что россиянки гораздо чаще делают аборты, чем рожают. По соотношению абортов и родов мы уступаем только Румынии. На 100 родившихся детей в России приходится 179 нерожденных (стандартным уровнем для развитых стран считается показатель – 25 абортов на 100 живорожденных).
В концептуальных исследованиях Г. Г. Филипповой материнство представлено как часть личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитанияребенка. Г.Г. Филиппова отмечает, что ситуация в современном евро-американском обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели материнства». Общество формирует новую модель личности, не обеспеченную соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия [82, с. 218-219]. Потрясения последних лет в России делают последствия «потери модели материнства»особенно тяжелыми.
Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические
аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две ...
Теории развития в психологии
Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развития психики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч.Дарвина. Попытки выдели ...
Механизм стресса
Природа мудра. Она наделила нас множеством механизмов, помогающих выжить. И когда во внешнем мире возникает конфликтная ситуация, требующая быстрой реакции, они немедленно приводятся в действие. Это происходит независимо от нашей воли, подсознательно, и мы не в состоянии контролировать этот процесс, да чаще всего мы просто не подозревае ...