Понятие «базисный конфликт» по К. ХорниСтраница 1
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем более запутанной становится картина из-за числа и разнообразия противоречий. Это подводит нас к вопросу: существует ли какой-нибудь базисный конфликт, лежащий в основе всех частных конфликтов и действительно ответственный за них? Можно ли представить структуру конфликта в терминах, скажем, какого-либо неудачного брака, где нескончаемый ряд явно не связанных друг с другом разногласий и ссор из-за друзей, детей, времени приема пищи, служанок указывает на некоторую фундаментальную дисгармонию самой связи»[5].
Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и философских концепциях, вот некоторые выражения этих убеждений: силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла. Хорни видела базисный конфликт в фундаментальном противоречии аттиюдов друг другу, которые сформировал человек в отношении других людей [там же].
Чтобы понять происхождение конфликта Хорни вводит понятие «базисной тревоги», подразумевая под ним чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Большое число враждебных внешних факторов может вызвать у ребенка такое чувство опасности: прямое или косвенное подчинение, безразличие, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствие руководства, унижение, слишком большое восхищение или отсутствие его, недостаток подлинного тепла, необходимость занимать чью-либо сторону в спорах родителей, слишком много или слишком мало ответственности, чрезмерное покровительство, дискриминация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и др.[4]
Так, по мнению Хорни, обычно существует некоторая комбинация вызывающих страдание факторов, которые могут оказаться совершенно скрытыми. Поэтому в процессе анализа можно только постепенно осознавать их воздействие на развитие ребенка.
Измотанный тревожными факторами, ребенок ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он не только создает стратегии поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера, становящиеся частью его личности[6].
Для базальной тревоги характерны, но мнению Хорни, как отмечалось выше, ощущения отсутствия безопасности, собственной беспомощности и враждебности окружения. Чтобы справиться с ними ребенок часто бессознательно прибегает к помощи защитных стратегий. Хорни выделила несколько таких стратегий, которые получили название невротические потребности.[6] Другими словами невротические проявления в личности и соответствующие им стратегии поведения (см. Табл. 2)
Таблица 2.
Невротические проявления по К. Хорни
Избыточная потребность |
Проявления в поведении |
Потребность в ощущении любви, в одобрении |
навязчивое стремление стать любимым, быть объектом восхищения других людей. Характерно в поведении повышенная восприимчивость критики, высокая чувствительность к проявлениям недружелюбия, отвержению |
Потребность в руководящем партнере |
повышенная зависимость от других, страх получить отказ, боязнь находиться в одиночестве. Неправильная оценка любви, то есть убежденность в том, что любовь способна все решить |
Потребность в четких ограничениях |
свойственен такой жизненный стили, при котором важнейшее значение имеет установленный порядок и ограничения. Характерные черты: отсутствие требовательности, довольствование малым, подчинение |
Потребность власти |
самоцелью является доминирование над другими, контролирование их. Характерно презрительность к проявлениям слабости других |
Потребность в эксплуатировании |
страх быть используемым другими, выглядеть «тупым» в их глазах. Однако при этом нежелание что-то сделать такое, чтобы изменить ситуацию |
Потребность в признании обществом |
стремление стать объектом восхищения. Представление о себе самом формулируется в зависимости от статуса в обществе |
Потребность в восхищении собой |
желание создать приукрашенный образ себя, лишить себя недостатков и ограничений. Постоянная потребность в комплиментах и лести со стороны других |
Потребность в честолюбии |
большое желание и стремление быть самым лучшим, несмотря на последствия, при этом сильный страх перед неудачей |
Потребность в самодостаточности и независимости |
характерно избегание любых отношений, предполагающих взять на себя какие-либо обязательства. Свойственна изоляция, дистанция от всех |
Потребность в безупречности и неопровержимости |
стремление быть морально непогрешимым, безупречным во отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели |
Происхождение застенчивости. Генезис застенчивости
О том, что застенчивость – качество врожденное, в конце XIX в. писал лондонский врач Г. Кэмпбелл (H. Campbell, 1896). Однако и в наше время Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают в ...
Психотехники формирования имиджа
В данном контексте психотехники определяются как некие правила применения достаточно узкой группы технических приемов воздействия, как правило, достаточно низкого уровня обобщения, на психику людей. «Такая-то конкретная психотехника» — это конкретное правило использования такой-то небольшой группы приемов. А термин «небольшой» показывае ...
Роли руководителя (по Минцбергу)
1. Межличностные (главный руководитель, лидер, связующее звено)
2. Информационные (приемник информации; распространитель, представитель информации)
3. Роли , связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры)
Лидер, реализующий влияние. – Влияние осуществляется в форме ...