Информация » Психология конфликта К. Хорни » Понятие «базисный конфликт» по К. Хорни

Понятие «базисный конфликт» по К. Хорни
Страница 1

К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем более запутанной становится картина из-за числа и разнообразия противоречий. Это подводит нас к вопросу: существует ли какой-нибудь базисный конфликт, лежащий в основе всех частных конфликтов и действительно ответственный за них? Можно ли представить структуру конфликта в терминах, скажем, какого-либо неудачного брака, где нескончаемый ряд явно не связанных друг с другом разногласий и ссор из-за друзей, детей, времени приема пищи, служанок указывает на некоторую фундаментальную дисгармонию самой связи»[5].

Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и философских концепциях, вот некоторые выражения этих убеждений: силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла. Хорни видела базисный конфликт в фундаментальном противоречии аттиюдов друг другу, которые сформировал человек в отношении других людей [там же].

Чтобы понять происхождение конфликта Хорни вводит понятие «базисной тревоги», подразумевая под ним чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире. Большое число враждебных внешних факторов может вызвать у ребенка такое чувство опасности: прямое или косвенное подчинение, безразличие, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, отсутствие руководства, унижение, слишком большое восхищение или отсутствие его, недостаток подлинного тепла, необходимость занимать чью-либо сторону в спорах родителей, слишком много или слишком мало ответственности, чрезмерное покровительство, дискриминация, невыполненные обещания, враждебная атмосфера и др.[4]

Так, по мнению Хорни, обычно существует некоторая комбинация вызывающих страдание факторов, которые могут оказаться совершенно скрытыми. Поэтому в процессе анализа можно только постепенно осознавать их воздействие на развитие ребенка.

Измотанный тревожными факторами, ребенок ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он не только создает стратегии поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера, становящиеся частью его личности[6].

Для базальной тревоги характерны, но мнению Хорни, как отмечалось выше, ощущения отсутствия безопасности, собственной беспомощности и враждебности окружения. Чтобы справиться с ними ребенок часто бессознательно прибегает к помощи защитных стратегий. Хорни выделила несколько таких стратегий, которые получили название невротические потребности.[6] Другими словами невротические проявления в личности и соответствующие им стратегии поведения (см. Табл. 2)

Таблица 2.

Невротические проявления по К. Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

Потребность в ощущении любви, в одобрении

навязчивое стремление стать любимым, быть объектом восхищения других людей. Характерно в поведении повышенная восприимчивость критики, высокая чувствительность к проявлениям недружелюбия, отвержению

Потребность в руководящем партнере

повышенная зависимость от других, страх получить отказ, боязнь находиться в одиночестве. Неправильная оценка любви, то есть убежденность в том, что любовь способна все решить

Потребность в четких ограничениях

свойственен такой жизненный стили, при котором важнейшее значение имеет установленный порядок и ограничения. Характерные черты: отсутствие требовательности, довольствование малым, подчинение

Потребность власти

самоцелью является доминирование над другими, контролирование их. Характерно презрительность к проявлениям слабости других

Потребность в эксплуатировании

страх быть используемым другими, выглядеть «тупым» в их глазах. Однако при этом нежелание что-то сделать такое, чтобы изменить ситуацию

Потребность в признании обществом

стремление стать объектом восхищения. Представление о себе самом формулируется в зависимости от статуса в обществе

Потребность в восхищении собой

желание создать приукрашенный образ себя, лишить себя недостатков и ограничений. Постоянная потребность в комплиментах и лести со стороны других

Потребность в честолюбии

большое желание и стремление быть самым лучшим, несмотря на последствия, при этом сильный страх перед неудачей

Потребность в самодостаточности и независимости

характерно избегание любых отношений, предполагающих взять на себя какие-либо обязательства. Свойственна изоляция, дистанция от всех

Потребность в безупречности и неопровержимости

стремление быть морально непогрешимым, безупречным во отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Страницы: 1 2 3

Возможные пути преодоления барьеров общения
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкр ...

Уровень притязания.
Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной сторо ...

Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психике происходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде ...