Информация » Понятие и природа человеческих потребностей » Понятие и природа человеческих потребностей

Понятие и природа человеческих потребностей
Страница 2

Проанализировав основные аспекты, связанные с природой человеческих потребностей, можно, наконец, дать определение. Под потребностью понимается целый ряд феноменов:

Потребность – это объективная нужда, необходимое условие жизнедеятельности человека или социальной общности;

Потребность – отражение этой нужды в сознании человека или социальной общности;

Потребность – это связь между объективной нуждой и её отражение в сознании человека или социальной общности;

Потребность – это диалектическое единство объективной нужды и её отражения в сознании и связи между нуждой и её отражением.

Таким образом, потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. "Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "желание" можно представить в идее схемы": [4; 8]

В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимого от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшее форму каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды (в виде желаний, стремлений, прихотей).

Потребности личности выступают источником её активности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Картину возникновения и проявления потребности покажем на простом примере. С наступлением зимы каждый человек должен позаботиться о приведения в порядок теплой одежды или о приобретении новой. Это означает, что зависимость человека от конкретных условий существования (жизнь в соответствующей климатической зоне, обычаи и манера одеваться, принятая в данной местности, наличие возможностей приобретения обновы и т.д.) побуждает его совершить ряд активных действий. Здесь легко прослеживается важнейшая сторона потребностей личности - их пассивно-активный характер.

Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, наличные инстинкты) как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Так, например, врожденная программа поведения бобра фиксирует не только его строительные потребности, но я объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена плотина, близость деревьев к воде, способы ‚лесоповала (подтачивая дерево, бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду) и т.д. Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.

Иную картину представляют активность человека и источники его активности - человеческие потребности. Потребности человека зависят от процесса его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности человека имеют общественно-личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер (например, связанных с потребностью в пище), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как итог сложных преобразований пшеничных зерен, овеществленный результат трудовых усилий селекционеров, агрономов, трактористов, комбайнеров, работников элеваторов, мукомолов, пекарей, продавцов и т.д.).

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях (для того чтобы съесть кусок мясо, вам как минимум нужно, чтобы оно было приготовлено приемлемым для нас способом, мы нуждаемся в тарелке, ноже и вилке, в соблюдении некоторых гигиенических требований и т.д.).

И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности. Так, студент, имеющий общественное поручение выступить с докладом на собрании, готовится к этому выступлению особенно тщательно не потому, что сама по себе подготовка для него более привлекательна по сравнению, допустим, с чтением занимательной книги, а потому, что он испытывает настоятельную потребность выполнить требование коллектива.

Страницы: 1 2 

Особенности информационной войны в ходе операции "Решительная сила"
Информационное воздействие в операции НАТО "Решительная сила" велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах ("Буря в пустыне" в Ираке, "Поддержка демократии" на Гаити, миротворческая операция ИФОР — СФОР в Босн ...

Содержание бессознательного
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, котор ...

Основная часть. Общее понятие о внимании.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы ...