Информация » Понятие и природа человеческих потребностей » Понятие и природа человеческих потребностей

Понятие и природа человеческих потребностей
Страница 1

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Что же выступает в качестве источника активности личности человека? Вокруг этой проблемы идут острые дискуссии на протяжении многих лет, особенно обострившиеся в ХХ столетии. Уже в начале нашего века идея активности личности оказалась связанной с системой взглядов венского психиатра З. Фрейда (1856-1939). Как утверждал Фрейд, человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы подсознательного продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты деятельности человека.

Человек – двойствен по своей природе существо. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, перемещаться. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других, развиваться как личность, самореализовываться. Причём каждый человек не просто ощущает объективную неудовлетворённость относительно каких-то важных аспектов поддержания биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и сам в процессе саморазвития порождает свои новые потребности. Скажем, хорошее образование делает нас более требовательными к качеству общения, а приобретённая сложная профессия создаёт потребность творческой реализации в труде. Получение более высоких доходов вызывает потребность в повышении качества жизни, а первые самостоятельные достижения – потребность в уважении и признании окружающих.

Когда человек потребляет предмет своей потребности, его нужда удовлетворяется. Неудовлетворение потребности всегда приводит к болезненным результатам: если это потребность естественная, то нарушается биологический баланс организма, что может закончиться гибелью; если потребность социальная – человек может переживать состояние душевного напряжения, изменяется его поведение, сознание, ценностные ориентации и он становится подавленным, неконтактным или, напротив, агрессивно опасным для окружающих. Большое число людей с неудовлетворёнными конкретными социальными потребностями могут представлять опасность для общества, поскольку склонны объединяться в массы и толпы, где нередко становятся агрессивными и податливыми воле популистских (политически безответственным, но привлекательным) лидерам.

Итак, потребности человека побуждают его к активности. Однако она может быть различной. Скажем, голодный может украсть пищу, попросить милостыню или же заработать. В зависимости от того, насколько приемлемыми для общества средствами человек удовлетворяет свои потребности, определяется уровень его личностной социализации и культуры. Если он использует опасные или противозаконные средства удовлетворения своих потребностей (а это не одно и тоже), общество стремиться наказать его или даже изолировать от остальных.

Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Например, сейчас, в эпоху НТР, техника, орудия труда, средства перемещения, бытовые приборы морально устаревают быстрее, чем наступает их физический износ, т.е. потребность в новых, усовершенствованных предметах и услугах постоянно развивается. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс, но и мода.

Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

Страницы: 1 2

Методы исследования
ü наблюдение. Говорить об использовании данного метода можно лишь с определённым уточнением: оценка данных наблюдения производилась отсрочено во времени. ü интервью (см. Приложение). Критерии отбора интервьюируемых: - не относят себя к глубоко верующим людям (цель: исключить влияние имиджа Макарьевского монастыря как церко ...

Вывод
День, прожитый ребенком , не вернешь. Как часто родители с грустью обнаруживают, что – что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка. О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них шир ...

Теоретический анализ понятия “развитие” в философии
Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности ...