Сущность характераСтраница 1
Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.
Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида, его «Я - концепции».
Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовать оптимальные решения.
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамичных проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.
В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.
Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.
Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.
Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера
В формировании характера проявляются закономерности функционирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия упрочившихся навыков формирования новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Заключение.
Психология, которая является чем – то большим, чем поприщем для
досужих упражнений ученых, психология, которая стоит того, чтобы человек отдал ей все силы, не может ограничиться абстрактным изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете приводить к действительному познанию р ...
Предпринимательство как деятельность
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.
Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она в ...
Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают:
— формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
— неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...