БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion - книга и .графия): 1) информационная деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др.2) Библиографическое пособие или совокупность библиографических пособий.[4]

Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Начиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замечательное средство, как книги. В учебнике "Общая терапия" (1836) русского врача И.Е. Дядьковского чтение называется одним из главных средств психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должников в 1849 году называет библиотеку "аптекой для души". В 1916 году русский писатель, библиограф и просветитель Николай Александрович Рубакин в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо основал новое направление в науке на стыке психологии и литературоведения - библиопсихологию.

Замечательным явлением изучения и создания системы воздействия литературы на читателя, не имеющим себе равных в мировой практике, являются работы российского книговеда, библиографа и писателя Н.А. Рубакина (1862-1946) («Среди книг» и др.) Многое в его работах не утратило своего значения и до настоящего времени. Метод библиотерапии ( лечения чтением), предложенный В.М.Бехтеревым, детально описан и обоснован К.И.Платоновым.[2] Основополагающими работами советского времени можно считать работы В.Е.Рожнова, И.З.Вельвовского и библиографию по библиотерапии А.М.Миллера. В 1979году А.М.Миллер предложил примерную схему подбора литературы в зависимости от психотравмирующей ситуации. Он считал важным создание фона «психологических опорных произведений», дающих больному на длительное время защиту и самозащиту от срывов и рецидивов.[3]

Приблизительный список жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии: специальная медицинская литература, социальная научная литература, научно-популярная литература, философская литература, биографическая и автобиографическая литература, классическая литература, критическая литература и публицистика, юмористическая и сатирическая литература, афористическая литература, фольклор, сказочная литература, научно-фантастическая литература, детектив и приключенческая литература, драматургия, педагогическая литература, юридическая литература, узкопрофессиональная литература, прочая и случайная литература.[1]

Произведения должны быть тщательно классифицированы.

Обычно неспецифическая библиотерапия включает в себя определённый, хорошо известный психотерапевту малый список книг (или только главы из них) медицинской, психологической, специальной литературы, достаточно простых, гарантирующих ясное, лёгкое понимание. Такие, например, как Д.Фурст «Невротик», Э.Кречмер «Об истерии»,А.Лазурский «Классификация личностей», К.Лоренц «Кольцо царя Соломона», И.Кон «Социология личности», С.Шнабль «Интимное поведение». Из произведений художественной литературы желателен набор классики Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Из публицистики- Ч.Айтматов «Обрести свою судьбу». В критической литературе рекомендовано «Критическое пособие, 100лет русской критики», критика Л.Озерова, В.Розова, В.Солоухина. В юмористической- М.Твен, Я.Гашек. В научно-фантастической- Р.Бредбери, А.Азимов. Э.Рассел, А. и Б.Стругацкие, Р.Шекли. В детективном жанре-Д.Хаммет, Ж.Сименон. В специфической библиотерапии чаще применяется научная , медицинская, психологическая, специальная и афористическая литература.

Неспецифические психотерапевтические процессы воздействуют на всю личность:

1.Успокоение можно получить, читая авторитетных авторов медицинской литературы (например, Д.Фурст. «Невротик…»), где больной убеждается, что его нарушения функциональны, не опасны. А также специально подобранная философская, публицистическая, художественная литература (например, «Былое и думы» А.Герцена, где он описывает «ранние несчастия, пронёсшиеся укрепляя своими ударами молодую жизнь»).

2.Удовольствия от чтения больной получает, убеждаясь в том, что герой книги( например, Николенька из « Детства, отрочества и юности» Л.Толстого, Джен Эйр из романа Шарлоты Бронте) переживает трудности также как и он. Больной испытывает радость, когда лучше героя справляется со своими проблемами.

3. Чувство уверенности в себе , вера в свои возможности часто возникает при чтении биографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелёгкой судьбой (например Л.Толстой «Исповедь», «Путь жизни»; Ф.Достоевский «Дневник писателя»; А.Чехов «Письма»). При этом больной видит, что они так же, как и он, переживали неуверенность.

Страницы: 1 2

История изучения лобных долей
Работы над изучением функций лобных долей начались в 70-хх годах прошлого века и шли сразу в двух направлениях - опыты над животными и клинические наблюдения над больными с поражением лобных долей. Причем оба эти направления поначалу давали противоречивые данные, и лишь позднее стали определяться все более четкие параллели. ОПЫТЫ НАД Ж ...

Информация об адаптации методики, надежности и валидности
Под руководством профессора Б.В. Овчинникова в последние годы в нашей стране проходит широкую апробацию типология Юнга-Майерс-Бриггс-Кейрси. С разрешения автора был адаптирован опросник Д. Кейерси и апробирован на школьниках г. Санкт-Петербурга, курсантах ряда ВВУЗов, проводилась проверка коцептуальной, содержательной валидности. Обнару ...

Ценности и самоактуализация
В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение к жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в каждом суждении самоактуализированного ...