Информация » Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений » Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов

Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов
Страница 1

В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении.

Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и, как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения). Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким основным введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и заслуги каждого этапа.

Указанные составляющие конспекта должны быть, структурированы по какому-то принципу так чтобы можно было провести их сравнительную характеристику.

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

I этап. Психология как наука о душе

VI в. до н.э. — vb.

Душа

Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V-XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Ф. Аквинский, Гертулиан, Парацельс

XIV-XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»

Проблема: психика человека рассматривалась абстрактно, мифологически, как «душа», что соответствовало позиции объективного идеализма.

Достоинства: был сделан первый шаг к сенсуализму и генетике, а также попытка дифференциации ощущений. Удачная характеристика типов темперамента у Гиппократа.

II этап. Психология как наука о сознании

XVII-сер. XIX вв

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии.

Понятие о бессознательной психике

Нач. XIX-60-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. -конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии

Проблема: попытка перевести психологию из абстрактной философской области на фундамент точных наук (естествознания) полностью не удалась, так как еще не был определен предмет психологии, не создан ее категориальный аппарат и не разработаны методики исследований.

Достоинства: психология отделилась от философии и стала более позитивным знанием, опираясь на опыты и наблюдения, она перешла т обсуждения отвлеченных идей к анализу конкретных фактов.

III этап. Психология как наука о поведении

10-е гг. -сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка.

Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х-50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. -конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Проблема: проблемное поле психологии чрезмерно расширилось, психология стала динамично контактировать с социологией, экономикой и физиологией. Эта синергетика опять повлекла ее в область теории и абстракций.

Достоинства: практическая психология стала оказывать реальную помощь конкретным людям и социальным группам. Через педагогику психология стала активно обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Роль психологии в общественной жизни заметно выросла.

Страницы: 1 2

Результаты
Основные результаты исследования обобщены в таблицах. Таблица 1. Показатели когнитивной сферы в зависимости от формы эпилепсии. Форма эпилепсии Нарушение функции памяти Нарушение внимания Нарушение речи Нарушение мышления Идиопатическая с первично-генерализованным тонико-клоническим припадком (всего 10 чел.) 8 ч ...

Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие субъективно – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в з ...

Формы и методы профилактики агрессивного проявления у подростков
Профилактика агрессивных проявления предполагает ряд мероприятий. Успешная профилактическая работа по предупреждению агрессии у подростков невозможна без диагностики. Среди эмпирических методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивных проявлений можно отнести: опросники, проективные и рисуночные тесты, методы наблюдения. Д ...