Информация » Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений » Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов

Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов
Страница 1

В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении.

Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и, как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения). Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким основным введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и заслуги каждого этапа.

Указанные составляющие конспекта должны быть, структурированы по какому-то принципу так чтобы можно было провести их сравнительную характеристику.

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

I этап. Психология как наука о душе

VI в. до н.э. — vb.

Душа

Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V-XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Ф. Аквинский, Гертулиан, Парацельс

XIV-XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология»

Проблема: психика человека рассматривалась абстрактно, мифологически, как «душа», что соответствовало позиции объективного идеализма.

Достоинства: был сделан первый шаг к сенсуализму и генетике, а также попытка дифференциации ощущений. Удачная характеристика типов темперамента у Гиппократа.

II этап. Психология как наука о сознании

XVII-сер. XIX вв

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии.

Понятие о бессознательной психике

Нач. XIX-60-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. -конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии

Проблема: попытка перевести психологию из абстрактной философской области на фундамент точных наук (естествознания) полностью не удалась, так как еще не был определен предмет психологии, не создан ее категориальный аппарат и не разработаны методики исследований.

Достоинства: психология отделилась от философии и стала более позитивным знанием, опираясь на опыты и наблюдения, она перешла т обсуждения отвлеченных идей к анализу конкретных фактов.

III этап. Психология как наука о поведении

10-е гг. -сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка.

Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х-50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. -конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Проблема: проблемное поле психологии чрезмерно расширилось, психология стала динамично контактировать с социологией, экономикой и физиологией. Эта синергетика опять повлекла ее в область теории и абстракций.

Достоинства: практическая психология стала оказывать реальную помощь конкретным людям и социальным группам. Через педагогику психология стала активно обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Роль психологии в общественной жизни заметно выросла.

Страницы: 1 2

Заключение.
Проведенный нами анализ научной литературы показал вариативность наполнения понятия «профессионализм» различными смыслами и значениями. Это не только затрудняет разработку единых подходов к его толкованию, но и препятствует концептуальному обоснованию процессов его развития. Под профессионализмом понимаем (и это одно из определений) со ...

Описание упражнений
Приветствие. Знакомство. Объяснение хода занятия. (2 мин.) Игра «Два барана» (5 мин.) Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным способом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Материал: не требуется. Проведение: Психолог разби ...

Сопротивление культурным влечениям
Самоактуализированных людей нельзя назвать "адаптированными" в обычном понимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрение культуры и слепое отождествление с ней. Конечно, самоактуализированный человек существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и в то же самое время он сопротивляется ее в ...