Понятие воли и её значение для деятельности человекаСтраница 2
Установление патологических психических состояний, психических расстройств и заболеваний у субъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции, нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признания лица невменяемым со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. В остальных случаях дефекты волевой регуляции поведения влекут рассмотрение противоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, не отличалось должными и необходимыми внимательностью и предусмотрительностью.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Человек, перемещающийся по комнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказалась открытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было, и делать ему в другом помещении нечего.
Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга - наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания; коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности. Для людей с развитой волей присущи следующие черты характера:
― целеустремленность, т.е. ясное представление того, чего он хочет добиться, определение главной и второстепенной цели;
― решительность, которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительно того, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерном осуществлении поставленной задачи;
― настойчивость, способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довести начатое дело до конца;
― выдержка, самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательных психических состояний, эмоций, мешающих достижению целей;
― самостоятельность, выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям; самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим подходом к решению возникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения и добиваться ее осуществления; самостоятельность ничего общего не имеет с негативизмом, упрямством, немотивированным отрицанием других мнений.
Воля определяет многие положительные качества человека: его исполнительность, дисциплинированность, решительность, самоотверженность, мужество, смелость.
Внутренняя замкнутость
Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх - Я" (это действительно так), но тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальн ...
Исследование когнитивной сферы. Исследование
процесса произвольного запоминания "Запоминание 10 слов" (А.Р. Лурия)
Описание методики:
Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не с ...
Заключение.
Проведенный нами анализ научной литературы показал вариативность наполнения понятия «профессионализм» различными смыслами и значениями. Это не только затрудняет разработку единых подходов к его толкованию, но и препятствует концептуальному обоснованию процессов его развития.
Под профессионализмом понимаем (и это одно из определений) со ...