Информация » Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один » Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:

- затруднение процесса сепарации выросших детей;

- сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);

- сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;

- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И, 2006).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство (Олифирович Н. И, 2006).

Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

- конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей;

- неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).

Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи, переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживания чувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижением социальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация или депрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт создания ребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачные контакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьми или новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование в профессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).

Структура делового общения
Состоит из пяти основных фраз: 1) Начало беседы. 2) Передача информации. 3) Аргументирование. 4) Опровержение доводов собеседника. 5) Принятие решений. Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление после­доват ...

Исследование влияния семейных отношений на развитие психической травмы у ребенка
Результаты исследований семьи представлены ниже в таблицах 1, 2 и 3. Таблица 1. Результаты опросника «Особенности общения между супругами» Доверительность общения Взаимопонимание Сходство во взглядах Символы семьи Легкость общения Психотерапевтичность общения супруг Себе 3 Себе 3 2,3 3,3 3,5 ...

Психологическая помощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера
Смерть близкого не только является источником болезненных переживаний, но и предоставляет возможность личностного роста для горюющих членов семьи. Консультант, работающий с семьей, может помочь ее членам реализовать эту возможность (Олифирович Н. И., 2006). Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующие направления: 1. Ин ...