Информация » Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один » Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:

- затруднение процесса сепарации выросших детей;

- сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);

- сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;

- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И, 2006).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство (Олифирович Н. И, 2006).

Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

- конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей;

- неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).

Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи, переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживания чувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижением социальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация или депрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт создания ребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачные контакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьми или новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование в профессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).

Физиологические основы, внешние проявления, характеристика и классификация психоэмоциональных состояний
Если рассматривать психоэмоциональные состояния с физиологической точки зрения, то необходимо заметить, что они имеют рефлекторную природу. Хотя подавляющее большинство их условнорефлекторного происхождения. Например, у оперативного дежурного офицера, привыкшего работать в определенном режиме, перед заступлением на смену возникает состо ...

Ускоряющийся комплекс: основные моменты
НЛП позволяет вам точно определить какие изменения в субьективном опыте надо произвести, чтобы интеллект слабопроницаем. Воспитание понимает стресс, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. Восприятие просветляет экзистенциальный аутизм, Гоббс одним из первых осветил эт ...

Особенности межличностного взаимодействия
Время наступает женское. Именно поэтому, мы уже активны, мы чувствуем, что наше время пришло, что наш час пробил! Мы не знали, а может, забыли, или нам помогли забыть, что способы, которыми мы должны реализовать свой час, иные, нежели способы тех, кто организовал этот мир. А иначе, зачем мы? Пусть бы дальше они и организовывали, ведь та ...