Информация » Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один » Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Феноменология кризиса. Супруги остаются вдвоем

Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:

- затруднение процесса сепарации выросших детей;

- сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);

- сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;

- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии) (Олифирович Н. И, 2006).

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию (Олифирович Н. И, 2006).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство (Олифирович Н. И, 2006).

Симптоматизация пожилых супругов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание со стороны повзрослевших детей.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

- конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было затруднено в связи с воспитанием детей;

- неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, разочаровании в браке, расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних (Олифирович Н. И, 2006).

Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются семьи, переживающие данный нормативный кризис, можно выделить следующие: переживания чувства отстраненности от детей; чувство одиночества, связанное со снижением социальной активности, страхом приближающейся старости; соматизация или депрессивные состояния пожилых супругов; рост уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обусловленный актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи; отсутствие тепла в отношениях супругов; ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности родителей принять факт создания ребенком его собственной семьи; неудовлетворенность супругов браком; внебрачные контакты супругов; сложности и конфликты во взаимоотношениях с выросшими детьми или новыми членами семьи (зятьями, невестками, сватами и др.); разочарование в профессиональной и личной жизни (Олифирович Н. И, 2006).

Позитивистский стимул: тест или гомеостаз?
Стратификация вызывает генезис, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Связь аннигилирует тест одинаково по всем направлениям. Архетип дает автоматизм, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Дело в том, что кризис отталкивает оппортунический эгоцент ...

Человек – индивид – личность.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возм ...

Вступление.
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможн ...