В современной отечественной психологии деятельность используется как объяснительный принцип и как психологическая категория. В первом смысле деятельность есть фактор психического развития, во втором — это способ человеческой активности, реализуемой по разным причинам и с разными целями. Деятельность имеет определенную структуру и видовую содержательность. С разной степенью отчетливости выделяется следующая цепочка структурных компонентов деятельности: Потребность — Мотив — Цель — Задача — Условия — Действие — Операция. Эти компоненты связаны внутренними отношениями и преобразованиями, возникающими в ходе развития деятельности.

Объединение представленных компонентов выражает уровни деятельности:

- содержательный (составляют потребности, мотивы, цели, задачи);

- собственно структурный (составляют действия и операции); -динамический (составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов—в цели, целей—в задачи, действий—в операции). Типология деятельности производится по разным основаниям:

- по исторической обусловленности типов деятельности (трудовая, игровая, художественная, деятельность в сфере морали нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта);

- по функциям: ориентировочная (мотивирование), исполнительская, сличения (соотнесение полученного результата с образцом) и контроля;

- по достигаемым результатам: репродуктивная (воспроизводящая) творческая деятельность;

- по основанию онтогенетического развития: общение, игровая, учебная, трудовая деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву, различают деятельности внешнюю и внутреннюю. Внешняя — деятельность с предметами материального мира или их обозначениями; внутренняя — это деятельность на уровне сознания, оперирование образами, символами, идеями.

В цивилизованном обществе наблюдаются все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельностей: физический труд все более интеллектуализируется, а познавательная деятельность исследователя может наполняться процессами, которые по своей форме являются внешними действиями.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Знание механизмов деятельности служит ее более успешному освоению.

В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться в других, исторически выработанных видах деятельности. Способом экспансии «моего» мира во внешний мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия как способ познавать природу и экспериментировать с ней видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.

Если в социальном поведении нет поводов и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира его социальном измерении, человек может дополнить его религиозным и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в «заочное» общение с другими индивидуальностями, благодари тому что существуют философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверх социальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка и ограниченной возможности его актуального изменения, конечности своего существования приводит человека к кризису и преодолению этого кризиса за счет развития внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенство мира внешнего.

Основное содержание индивидуальности - внутренний мир личности, а основная форма деятельности - интеграция этого мира и как следствие - личности.

Психологический портрет потребителя туристских услуг
Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь - по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени - на материальные ценности[2]. Новый российский п ...

Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия в семье (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, духовенство ). Каждое из которых имеет централизованное руководство. Но в тоже время нед ...

Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
«Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше развора ...