



Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.Страница 2
Еще одной особенностью преступников подобного рода является то, что в связи с условиями, предшествующими захвату заложников, они, как правило, менее всего обеспечены необходимым, на их взгляд, инструментарием для успешного достижения своих замыслов. Это приводит к тому, что типичными их требованиями являются оружие, транспорт и, особенно когда ситуация затягивается, а преступники психологически к этому не были готовы, — наркотики, спиртное. Однако переговорщикам и здесь нужно придерживаться определенных правил, а именно:
· не предлагать обмен сотрудников правоохранительных органов и администрации госструктур на заложника;
· исключить передачу преступнику наркотиков или оружия;
· не вести переговоры, находясь на слишком близком расстоянии от преступника (угроза стать самому заложником);
· не поручать переговоры постороннему лицу;
· контролировать ситуацию, эмоциональный фон переговоров; стараться не допускать их развития в нежелательном для правоохранительных органов направлении;
· на этапе переговоров избегать демонстрации силы.
Разбирая особенности подобных «ситуаций заложника», нужно отметить, что чаще всего они все-таки заканчиваются задержанием преступника(ов), однако вопрос заключается в том, с какими «издержками производства» будет подведена окончательная черта. Поэтому работа переговорщика на заключительном этапе не менее важна и сложна, чем на других стадиях развития ситуации.
Чтобы избежать нежелательных последствий, переговорщиками используется на заключительном этапе такой психологический прием, как «сохранение лица». Этот прием может быть реализован в случаях, когда:
§ преступник чувствует озабоченность быть публично побитым или униженным и может ответить неожиданным взрывом неуправляемого поведения. Задача переговорщика — попытаться убедить преступника в том, что возможно представление ситуации, таким образом, будто он был арестован намного превосходящими огневыми илами, а не взят спокойно и тихо (т. е. силой, а не сам);
§ у преступника обострено чувство заброшенности, несправедливого отношения и недостатка внимания к нему и его проблемам со стороны родственников, госструктур, коммерческих организаций и т. п. В подобной ситуации организация прессы, телевидения, встреч с родственниками и переговоров с ними под контролем общественности (роль объективного и беспристрастного судьи) вполне может нейтрализовать ситуацию.
Еще раз останавливаясь на вопросе о сути такого важного психологического приема, как помощь преступнику «сохранить лицо», укажем, что он базируется на удовлетворении (пусть даже мнимом) основных социальных потребностей человека, например, не потерять уважения, не уронить авторитета в значимом для себя окружении (особенно если это окружение — преступный мир), добиться внимания, уважения к себе самой широкой общественности, тем самым доказать свою значимость в этой жизни себе и людям, которые его обычно не ценят, отстоять свою правоту, добиться справедливости как сверхцели, на жертвенный алтарь которой кладется жизнь не только своя, но и других и т. п.
Поэтому использование психологических приемов воздействия на преступника должно основываться на знании экспертом-переговорщиком их сути. В каждом отдельном случае надо действовать по обстоятельствам, нельзя следовать каким бы то ни было правилам догматически.
Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознани ...
Мотивационная структура личности
Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства. Фрейд воспринимал личность как триединство. Он считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного ("сверх-Я" или "супер-эго"), предсознательного ("Я") и бессознательного ("Оно"), в которых ...
Особенности основных свойств внимания у детей с интеллектуальной
недостаточностью
С точки зрения В.Г. Петровой и И.В.Белякова, они выделяют следующие особенности основных свойств внимания учащихся специальных школ 8 вида. Установлено, что объем внимания у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью низкий, так как ограничивается 1-2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2-3 объекта). Однако при опр ...
