



Влияние отношений между родителями на развитие ребенкаСтраница 2
Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить «причину» ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры происходили на финансовой почве, шестилетний мальчик со всей серьезностью обратился к отцу и матери: «Бабушка вчера мне подарила рубль. Если я вам его отдам, вы прекратите ссориться?»
Не находя удовлетворительного объяснения разногласиям между родителями, дети иногда воспринимают в качестве их причины самих себя. Дело в том, что даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает большое внимание на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей превращается в негативные воздействия, в отношения, прямо касающиеся ребенка. [17;126]
Психологические исследования убедительно показали, что семьи, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Решающим является не факт юридического развода, а отчуждение родителей в семье друг от друга – «аффективный развод».
Более того, в случае «аффективного развода» ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. «Двойной стандарт» отношений («для людей» и «для семьи») приводит к нарастанию внешней и внутрипсихической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, неврозы и т.п. В семьях, где есть отец-алкоголик, - свои проблемы. Но психологическая ситуация, в которой оказался ребенок, мало чем отличается от семьи, где отца нет: воспитательной функции отец не выполняет, добавляются лишь скандалы, побои, экономические трудности и т.п. [3;157]
Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем – они двигатель прогресса семьи. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям – проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия. [17;129]
Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь меду мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать.
Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в отношения с ребенком. Супружеские и личные проблемы – не только личное дело супругов, но и важный фактор развития личности ребенка. [17;153]
Что же касается угроз авторитету родителей, то они сами создают эти угрозы, когда демонстрируют взаимное неуважение, когда при ребенке оспариваютутверждения друг друга и, наконец – самый тяжелый случай – когда ребенок (речь идет о возрасте 5-7 лет) впервые с ужасом видит, что самые любимые, дорогие люди поступают неправильно, не так, как сами учат, несправедливо и нехорошо…
Вот тут в уме и сердце ребенка возникает разлад, и дорого он может стоить в дальнейшем. Поэтому родителям следует помнить, что дети смотрят на них, рассчитывать на то, что дети вечно будут оставаться несмышленышами , нельзя. [8;32]
Мистические переживания и высшие переживания
Экспрессивные акты, получившие название мистических переживаний достаточно характерны для самоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о котором говорилось в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительным и всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием.
Высшие переживания не обязательно ...
Специфика психического развития
В случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х.Вернер, Л.С.Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. На ...
Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы начальник отряда имел исходные данные для разработки плана различного рода мероприятий, направленных н ...
