Информация » Стресс и работоспособность » Психическая саморегуляция

Психическая саморегуляция

Сейчас широко применяются самые разные методы психологической самозащиты, в том числе и комбинированные. Сюда входят различные модификации аутогенной тренировки, регулирующей интеллектуально-волевой настрой и эмоциональную сферу. Хороша в применении психологическая гимнастика и гимнастика чувств и эмоций. Здесь же коснемся других разновидностей аутогенной тренировки, влияющих на работоспособность, в частности психической саморегуляции.

В нашей действительности психическая саморегуляция может представлять интерес как оздоровительный, профилактический и восстановительный метод. Прежде всего это один из самых эффективных способов защиты от стресса, профилактики неврозов.

Судите сами: если глубоко расслабить мышцы и полностью отстраниться от психотравмирующей ситуации, может отпасть надобность во всех успокаивающих, антистрессовых таблетках. В этом плане психическая саморегуляция является эффективным методом аутотренинга, дающим высокую степень концентрации.

Далее, этот метод является хорошей восстановительной процедурой. Достаточно 10 мин — и исчезают вялость, утомляемость, апатия, появляется чувство приятного отдыха и бодрости. Наконец, психосаморегуляция значительно повышает восстановительный эффект массажа, зарядки, физических упражнений, оздоровительного бега.

Вот примеры одних из самых простых но эффективных упражнений:

Упражнение 1. Сядьте удобно. Закройте глаза, положите ладони на колени и поверните кверху. Сосредоточьтесь на животе, направляя туда свое дыхание. Чувствуете, как при вдохе живот раздувается, а при выдохе сжимается? Не форсируйте естественный ритм дыхания. После выдоха сделайте паузу, ждите, пока дыхание не возобновится. Самое главное, чтобы с каждым циклом ваше дыхание под постоянным контролем внимания возвращалось в живот. Делайте это в течение 1 мин.

Упражнение 2. Подержите руки на весу, обратив их от себя на расстояние около 10 см и повернув ладонями друг к другу. С каждым дыханием представьте себе, что вдох входит в ваш живот, а выдох следует вниз по рукам в кисти. Продолжайте "дыхание" в направлении кистей в течение 2—3 мин.

Упражнение 3. Для локального сосредоточения на наиболее утомленных пальцах представьте себе, что выдох покидает ваше тело именно через них. Через 1—2 мин вообразите, что вместе с дыханием между пальцами одной и другой руки туда и сюда идет пучок света и энергии. "Поиграйте" с этими пучками, поэкспериментируйте с ними, приближая и разводя ладони, но не допуская соприкосновения.

Упражнение 4. Держите руки на небольшом расстоянии от груди, ладонями наружу и "дышите" через них как во второй медитации в течение 2 мин. Представьте, что вы стоите рядом с горячим костром, вдохните теплый воздух и направляйте частицу огня в руки. Вы почувствуете, как быстро им становится горячо.

Упражнение 5 — одно из лучших для борьбы с утомлением рук. "Дышите" через них в течение 2 мин. Затем откройте глаза и смотрите на кисти рук, не отрывая взгляда. Одновременно на протяжении 2—3 мин повторяйте про себя утверждение: "Это я". Вначале в сознание будут лезть другие мысли и образы, но по мере обретения опыта вы научитесь быстро сосредоточиваться на руках.

Упражнение 6 — динамическое, применяется при утомлении и болезненности любой части тела. "Дышите" через руки, как во второй медитации. Затем присоедините к ритму дыхания движение руками к утомленной части тела. При каждом вдохе касайтесь ее руками, при выдохе — отнимайте их. Через несколько минут усталость исчезнет.

Виды ощущений и их механизмы
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. ...

Типологические особенности памяти
С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая.Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится ...

Детская одаренность
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложно ...