Информация » Стресс и работоспособность » Психическая саморегуляция

Психическая саморегуляция

Сейчас широко применяются самые разные методы психологической самозащиты, в том числе и комбинированные. Сюда входят различные модификации аутогенной тренировки, регулирующей интеллектуально-волевой настрой и эмоциональную сферу. Хороша в применении психологическая гимнастика и гимнастика чувств и эмоций. Здесь же коснемся других разновидностей аутогенной тренировки, влияющих на работоспособность, в частности психической саморегуляции.

В нашей действительности психическая саморегуляция может представлять интерес как оздоровительный, профилактический и восстановительный метод. Прежде всего это один из самых эффективных способов защиты от стресса, профилактики неврозов.

Судите сами: если глубоко расслабить мышцы и полностью отстраниться от психотравмирующей ситуации, может отпасть надобность во всех успокаивающих, антистрессовых таблетках. В этом плане психическая саморегуляция является эффективным методом аутотренинга, дающим высокую степень концентрации.

Далее, этот метод является хорошей восстановительной процедурой. Достаточно 10 мин — и исчезают вялость, утомляемость, апатия, появляется чувство приятного отдыха и бодрости. Наконец, психосаморегуляция значительно повышает восстановительный эффект массажа, зарядки, физических упражнений, оздоровительного бега.

Вот примеры одних из самых простых но эффективных упражнений:

Упражнение 1. Сядьте удобно. Закройте глаза, положите ладони на колени и поверните кверху. Сосредоточьтесь на животе, направляя туда свое дыхание. Чувствуете, как при вдохе живот раздувается, а при выдохе сжимается? Не форсируйте естественный ритм дыхания. После выдоха сделайте паузу, ждите, пока дыхание не возобновится. Самое главное, чтобы с каждым циклом ваше дыхание под постоянным контролем внимания возвращалось в живот. Делайте это в течение 1 мин.

Упражнение 2. Подержите руки на весу, обратив их от себя на расстояние около 10 см и повернув ладонями друг к другу. С каждым дыханием представьте себе, что вдох входит в ваш живот, а выдох следует вниз по рукам в кисти. Продолжайте "дыхание" в направлении кистей в течение 2—3 мин.

Упражнение 3. Для локального сосредоточения на наиболее утомленных пальцах представьте себе, что выдох покидает ваше тело именно через них. Через 1—2 мин вообразите, что вместе с дыханием между пальцами одной и другой руки туда и сюда идет пучок света и энергии. "Поиграйте" с этими пучками, поэкспериментируйте с ними, приближая и разводя ладони, но не допуская соприкосновения.

Упражнение 4. Держите руки на небольшом расстоянии от груди, ладонями наружу и "дышите" через них как во второй медитации в течение 2 мин. Представьте, что вы стоите рядом с горячим костром, вдохните теплый воздух и направляйте частицу огня в руки. Вы почувствуете, как быстро им становится горячо.

Упражнение 5 — одно из лучших для борьбы с утомлением рук. "Дышите" через них в течение 2 мин. Затем откройте глаза и смотрите на кисти рук, не отрывая взгляда. Одновременно на протяжении 2—3 мин повторяйте про себя утверждение: "Это я". Вначале в сознание будут лезть другие мысли и образы, но по мере обретения опыта вы научитесь быстро сосредоточиваться на руках.

Упражнение 6 — динамическое, применяется при утомлении и болезненности любой части тела. "Дышите" через руки, как во второй медитации. Затем присоедините к ритму дыхания движение руками к утомленной части тела. При каждом вдохе касайтесь ее руками, при выдохе — отнимайте их. Через несколько минут усталость исчезнет.

Личность и индивидуальность. Черты и особенности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (вос ...

Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учите ...

Теории внимания.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на д ...