Детская одаренность
Страница 1

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой дома, строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Проблема детерминации одаренности детей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностей и одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые, разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремились обозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности.

Условно эти факторы можно разделить на две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые (социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалировало выделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинство исследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительной роли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность. В психологической науке считается общепризнанным, что начало изучения одаренности детей и создания методов ее выявления положено Ф. Гальтоном. Именно он является основателем подхода к изучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природную обусловленность. От Ф. Гальтона берут свое начало и исследования одаренности, выполненные в русле измерительного подхода. Именно им была поставлена проблема создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.

Анализ исследовательских теорий и концепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании и развитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа в детерминации одаренности ребенка достаточно высока.

Особенно широко эта точка зрения получила свое распространение в первой половине ХХ века в трудах таких исследователей, как Ф. Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В.Штерн, Э.Мейман, У.Р. Чарлсворз, А.Гезел и др.[1]

На счет влияния генотипических факторов данные исследователи относили:

1) “умственный уровень” (Э. Клапаред), который связан, прежде всего, не со знаниями, приобретенными ребенком в школе или в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а с природными предпосылками и, следовательно, при диагностике требуется оценивать не знания, а развитие ребенка;

Страницы: 1 2

Развитие восприятия
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует сис ...

Типология манипулятивных типов характера Э. Шострома
Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор». Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается Манипулятором. Он развивает ...

Особенности личностных типов
Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении. Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие п ...