Детская одаренность
Страница 1

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой дома, строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Проблема детерминации одаренности детей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностей и одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые, разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремились обозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности.

Условно эти факторы можно разделить на две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые (социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалировало выделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинство исследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительной роли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность. В психологической науке считается общепризнанным, что начало изучения одаренности детей и создания методов ее выявления положено Ф. Гальтоном. Именно он является основателем подхода к изучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природную обусловленность. От Ф. Гальтона берут свое начало и исследования одаренности, выполненные в русле измерительного подхода. Именно им была поставлена проблема создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.

Анализ исследовательских теорий и концепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании и развитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа в детерминации одаренности ребенка достаточно высока.

Особенно широко эта точка зрения получила свое распространение в первой половине ХХ века в трудах таких исследователей, как Ф. Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В.Штерн, Э.Мейман, У.Р. Чарлсворз, А.Гезел и др.[1]

На счет влияния генотипических факторов данные исследователи относили:

1) “умственный уровень” (Э. Клапаред), который связан, прежде всего, не со знаниями, приобретенными ребенком в школе или в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а с природными предпосылками и, следовательно, при диагностике требуется оценивать не знания, а развитие ребенка;

Страницы: 1 2

Столкновение мотиваций: конфликт
Известно, без столкновения интересов, различных точек зрения и позиций не обходиться ни одно дело. Управленцу приходится сталкиваться и с недопониманием, несообразительностью и т.п. исполнителей. Такова особенность работы с людьми. Управлять – значит уметь находить общий язык с людьми. А это означает, что умелое управление предполагает ...

Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессионально ...

Заполнить тест
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано: с созданием специальных научно-исследовательских учреждений; с развитием метода интроспекции; с развитием метода наблюдения; с выходом трактата Аристотеля «О душе»; 2. Термин «психология» в научный оборот ввел: Р. Декарт; X. Вольф Аристотель; Г. Лейбниц; 3. Психол ...