Типология лидерства
Одна из первых типологий лидерства была предложена социологом Максом Вебером. Он описал следующие типы лидеров:
· рациональный тип (человек, которому люди добровольно подчиняются);
· традиционный - подчиняются потому. Что так исстари повелось;
· харизматический тип – подчиняются под влиянием его необычайных способностей к внушению.
Под «харизмой» он понимал качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Харизма рассматривается как посланная богом или как образец. Важно, как она фактически оценивается.
В основе подчинения человека харизматическому лидеру – три базовые потребности: потребность в безопасности, потребность быть интегрированным в социальную целостность; потребность в самовыражении. Удовлетворение потребностей внешне проявляется как человеческие эмоции. Харизматический лидер опирается, прежде всего, на эмоциональный компонент. Он более всего востребован в переходную эпоху.
Курт Левин описал три типа лидерства:
· авторитарное (ориентированный на результате);
· демократическое (ориентированный на человека);
· попустительское.
К.Левин утверждал, что именно данный тип лидерства является наименее эффективным.
Характеристики данных типов лидерства достаточно популярны.
Бейлз Р. Ф.Слейтор выделили:
По внутригрупповым функциям такие типы, как :
· инструментальный лидер (способствующий достижению групповой цели)
· эмоциональный – способствующий созданию благоприятного психологического климата;
· смешанный – реализующий обе функции
Парыгин Б.Д. предлагает следующую типологию, основанную на трех различных основаниях, связанных с определением а) содержания, б) стиля, в) характера деятельности лидера.
По содержанию:
1. лидер вдохновитель, предлагающий программу поведения;
2. лидер исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
3. лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
По стилю:
авторитарный; - демократический, совмещающий в себе элементы того и другого;
По характеру деятельности:
а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
б) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
Отсюда возможно 8 стилей лидерства:
1) лидер вдохновитель (программист) – авторитарный – ситуативный;
2) лидер программист– авторитарный – универсальный
3) лидер программист – демократический - универсальный
4) лидер программист – демократический – ситуативный;
5) лидер-организатор – авторитарный –ситуативный;
6) лидер-организатор – авторитарный – универсальный;
7) лидер-организатор – демократический – универсальный;
8) лидер-организатор – демократический – ситуативный.
Психическая саморегуляция
Сейчас широко применяются самые разные методы психологической самозащиты, в том числе и комбинированные. Сюда входят различные модификации аутогенной тренировки, регулирующей интеллектуально-волевой настрой и эмоциональную сферу. Хороша в применении психологическая гимнастика и гимнастика чувств и эмоций. Здесь же коснемся других разнов ...
Методологический автоматизм — актуальная национальная задача
Стратификация отчуждает концептуальный субъект, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Контраст понимает эгоцентризм, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Самонаблюдение гомогенно осознаёт эмпирический интеракционизм в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит ...
Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога
Н.Л. Белопольской
Письмо. Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. В детском саду детей учат писать только печатными буквами.
Я стала заниматься письмом печатными буквами, и прежде всего, позаботилась подготовить ребенка ...