Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрастеСтраница 2
Для решения возрастных задач человек более или менее осознанно ставит, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, те проявляет свою субъектность (позицию) и объектность (индивидуальное своеобразие).
В большей мере условно можно выделить три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально- культурные и социально- психологические.
По данным американских исследователей в подростковом и юношеском возрасте успешность решения естественно – культурных задач существенно влияет на социально-психологический статус человека. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие способности и возможности. Во – вторых, зрелость и внешность в этом возрасте, как ни в каких других,- социальная ценность для самого человека и его сверстников. В – третьих, зрелость и внешность в этом возрасте играют особо важную роль в оформлении «образа Я». Социально – психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной «Я – концепции» и определенного уровня самоуважения и самопринятия. Так, например, перед юношей стоит задача познания трех компонентов своего Я:
· самоопределение личности предполагает нахождения ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни, так, например, в юности самоопределением является определение своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола. В молодости, надо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах.
· самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений. В ранней юности самореализация осуществляется через достижение определенной автономии от сверстников при сохранении связи со значимыми взрослыми.
· самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатами и/или процессом самореализации.
Старшеклассницы для решения задачи самоутверждения, могут ставить перед собой цель добиться того, чтобы их переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для них самих, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.
Проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания собственной активности субъекта.
Способность к сознательному, целеустремленному поведению при выборе профессии зависит в большей степени от зрелости личности, само социальное созревание молодежи для профессионального самоопределения зависит от ситуации подготовки к выбору профессии и включения в общественно полезный труд. Возраст ставит ограничения социальному созреванию – раньше определенного возраста невозможно сознательное самоопределение. Таким образом, готовность к сознательному выбору профессии обусловлена индивидуальностью и формируется в процессе развития личности.
Осязательные ощущения
Взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс – процесс сочетания кожных и двигательных ощущений – называется осязанием. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствите ...
Уровень притязания.
Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной сторо ...
Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают:
— формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
— неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...