Информация » Эмоциональные особенности и эффективность подготовки к школьному обучению » Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте

Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте
Страница 1

Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом, мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать как психологические, так и социологические данные. В этот период, в структуре самосознания резко усиливается процесс рефлексии, т.е. стремление к самопознанию своей личности, к оценке её возможностей и способностей, по мнению Ананьева Б.Г., данное условие является необходимым условием самореализации. Собственные переживания, мысли и желания, стремления становятся предметом внимания и тщательного изучения. В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности: стремление показать свою оригинальность, непохожесть на других, желание выделиться чем-то из общей массы сверстников и взрослых.

Психология общения в юношеском возрасте строиться на основе переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации ( потребности в принадлежности к как-то группе или общности). Обособление чаще всего проявляется в автономии от контроля старших. Однако они действует и в отношениях со сверстниками. В юношеском возрасте усиливается потребность не только в социальной но и в пространственной , территориальной автономии. С другой стороны, напряженная потребность в общении превращается у многих ребят в стадное чувство :и они не могут и часа пробыть вне своей компании.

В период ранней юности идет интенсивный процесс становления образа Я, то есть целостного представления человека о самом себе и о своих возможностях, что служит важной предпосылкой самореализации. На основе этого формируется повышенная требовательность к человеку вообще: к окружающим и к себе, развивается чувство ответственности. Усиливаются волевые черты характера (инициативность, выдержка, самообладание), появляется система собственных задач оценка собственной личности, преобразование самосознания, заметно усиливается потребность в самовоспитании. Старшие школьники начинают усиленно работать над собой, над совершенствованием собственной личности, и требований, выбираются нравственные образцы, которые становятся побудителем определенного поведения и влияют на развитие личности.¹

Благодаря такой работе происходит сочетание приспособления и обособленности человека в обществе т. е. процесс социализации. Приспособление происходит главным образом благодаря тому, что человек является объектом социализации (хотя он может приспособиться сознательно, т.е. проявляет себя субъектом), Э. Дюргейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. То есть, утверждая приоритет общества в процессе социализации, человека, Дюргейм Э. разбирал последнего как объект социализирующих воздействий общества. Человек является объектом социализации постольку, поскольку содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, что человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая, гендерная социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно учувствовать в социальной и экономической жизни (т.е. гражданская и профессиональная социализация).

Человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающим социальные и культурные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активности, позитивным самоизменением и самореализацией в обществе. Субъектом социализации человек становиться объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе предстают задачи, от успешности которых зависит его развитие. (эта идея была предложена американским ученым Э. Эриксоном).

Страницы: 1 2

Концепции политического лидерства
Итак, существует множество концепций, пытающихся объяснить феномен лидерства, так, например, психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом. Политическое лидерство он трак ...

Принятие (себя, других, природу)
Здоровый человек тем и отличается от среднестатистического, что он живет в ладу с собой, и если уж на то пошло, не слишком огорчается по поводу своих недостатков. Он принимает свою сущность, далеко не всегда идеальную, со всеми присущими ей изъянами и недостатками, он умеет сосуществовать со своими слабостями, принимает свою греховност ...

Особенности психоэмоциональных реакций сотрудников органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства
Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности. Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологич ...